Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Новости
Новости
Статьи
Объявления
Блоги
Видео
Поиск по разделу










Статьи, интервью, репортажи



Великие города на великой реке

Река Жайык (Урал) для Западного Казахстана — это все равно что Нил для Египта. Вода Жайыка с древних времен была источником жизни для людей. На его берегах археологи до сих пор находят руины великолепных древних городов.
Карл Байпаков, Дмитрий Воякин, Tengri, № (5) 2008 г.



Сарайчик — город знати

Первыми этот город описали монахи-францисканцы — итальянец Плано Карпини и фламандец Гильом Рубрук, которые направлялись в столицу монголов Каракорум. Флорентиец Франческо Белуччи Пеголотти в своем труде «Практика торговли», написанном примерно в 1339 году, описывает Сарайчик как город, где выгодно «продавать полотно и приобретать слитки серебра — сомы», которые имели хождение в «та­тарских странах» в качестве популярного платежного средства.

Одним из последних его описал знаменитый средневековый арабский путешественник ибн Баттута (1304—1377 гг.). Он проделал путь более чем в 100 тысяч километров. Во время своих двадцативосьмилетних странствий он посетил сотни городов севера и запада Африки, Индии, Испании, Турции и Ирана, Средней Азии и Восточной Европы и наконец Китая. «Путешествия» Баттуты весьма увлека­тельны, они содержат столько интересных расска­зов о самых дальних и загадочных странах, что его современники считали их вымыслом. Поначалу и ученые относились к ним скептически. Но время показало, что ибн Баттута ни разу не погрешил перед истиной. Когда он достиг Сарайчика — это был один из крупнейших центров торговли на Великом шелковом пути.

Возник же город, если следовать пись­менным источникам, по повелению осно­вателя Золотой Орды хана Бату (Батый), правившего в 1227–1254 годах. Именно в этом городе, согласно историческим предани­ям, принял ислам монгольский хан Берке (1257–1266 гг.), после чего ислам стал го­сударственной религией Золотой Орды. Сарайчик чудом уцелел во время разгромного похода Тимура на Золотую Орду, затем стал центром Ногайской Орды, а потом и Казахского ханства. Но это был еще и крупнейший религиозный центр. Здесь, в «святом месте», находился пан­теон мусульманских пропо­ведников, многих золотоордынских ханов и знатных людей. Именно здесь был похоронен хан Тохты, правивший в Золотой Орде с 1290 по 1312 год, которого знаменитый путешест­венник Марко Поло назвал «царем Запада». Позже именно здесь был похоронен казахский хан Касым. На итальянских картах братьев Пицигани (1367 г.), каталонской карте (1375 г.) и карте Фра Мауро (1459 г.) город показан как место усыпальницы императоров, которые умерли в окрестностях реки Сара (Сарачинка).

Призрак великого города

Городище Сарайчик было защищено крепостными стенами с юга и севера. Однако река Жайык постоянно подмывает правый берег и обрушивает в воду куски городища, и сейчас от некогда громадного города, который в свое время сравнивали с Бахчи­сараем, Казанью, Хаджи-Тарханом (Астрахань), осталась лишь небольшая часть.

Раскопки Сарайчика показали, что его жители имели довольно грамотные системы отопления и канализации, у них были всевозможные кладовые для хранения продук­тов, но особенно богатой была домашняя утварь: это и сирийское стекло, и китайский фарфор, и хорезмские чаши, и бронзовые кувшины и блюда из Ирана. Археологам удалось раскопать и часть дворца, стоявшего на искусственном возвыше­нии.

Местные ремесленники и ювелиры были настоящими мастерами своего дела: монголы переселили сюда всех искусных специалистов из завоеванных ими стран, благодаря чему в XIII–XIV веках на свет появилось новое яркое направление, в котором сплелись различные традиции отдельных народов в единую золотоордынскую культуру. В XVI веке Сарайчик подвергся разбойному нападению донских казаков и перестал быть городом. Позднее русский исследователь XVIII века Николай Рычков писал: «Сарайчик — призрак величественного города на реке Яик… Там еще поныне в земле находятся многие палатки (здания). Здесь же много гробниц знатных людей». Сейчас тут находится музей, который хранит память о прошлых деяниях предков, о величии и красоте древнего города на западе Казахстана.

Неразгаданный Жайык

Но если Сарайчик давно стал местом паломничества туристов и предметом исследований археологов, то другой древний город на Жайыке, условно названный археологами Жайык, или Чаган, свои тайны еще только открывает. Обнаружен он был совсем недавно — во время исследований, проведенных в 2001–2002 годах на правом берегу, у подножия Свистун-горы, в 8 километрах к югу от города Уральска.

Жилые усадьбы этого города похожи на строения Хорезма, Сырдарьинских оазисов, а планы жилых домов были такие же, как в Ургенче, Отраре и Туркестане в XIII–XIV веках. Но самое интересное в этом городище – обнаруженные восточные бани-хаммамы, что говорит о высоком статусе города. Бани Жайыка очень похожи на бани Отрара, Каялыка и бани в золотоордынских городах Булгаре и Бельджамене (Водянское городище). В настоящее время известно более 20 бань периода Золотой Орды. В XIII–XIV веке общественные бани на огромной территории Азии приобрели законченный вид, они создавались по одному (с небольшими вариациями) «типовому проекту». В их планировке и строительстве был воплощен весь многовековой опыт народа. Центральный зал бани имел четырех- или восьмиугольную форму. С востока и запада к нему примыкали малые помещения для мытья. Обогревались они подпольной отопительной системой. Каналы, по которым шло тепло, были устроены под полами и суфами всех внутренних помещений. Вода в моечные помещения подавалась при помощи разветвленной системы керамических трубопроводов либо из колодцев. Вода подогревалась в железном котле, а оттуда подавалась в моечные, ко­торые отличались различным температурным режимом. Сточные воды выводились системой соединенных труб-кубуров в ямы, находящиеся за пределами бани. Венчали хаммамы роскошные купола.

Судя по другим находкам, Жайык был крупным городом золотоордынской эпохи. Рядом с останками древнего города археологи обна­ружили городской некрополь. На нем некогда стояли мавзолеи, возведенные на месте захоронения знат­ных людей. Сейчас они превратились в оплывшие курганы. Раскопки показали, что стены, а частично и полы мавзолеев когда-то были разобраны. При этом расхитители вывезли и облицовочные глазурованные плитки со стен.

Есть версия, что местные жители называли этот город Шаган (Чаган), впрочем, это ученым еще только предстоит узнать. Исследования и изучение городской культуры на берегах Урала и в Западном Казахстане только разворачиваются, пока изучаются только два города. Однако их наверняка больше, потому что уральский торговый путь, который шел по берегам Жайыка от Каспия до Зауралья, как раз способствовал разви­тию в Уральском регионе городов. Не случай­но османский автор XVII века Эвлия Челеби, описывая свое путешествие по реке, сообщал, что Жайык «проходит мимо сотен городов и многих тысяч крепостей и наконец впадает в Каспийское море». Конечно, автор скорее преувеличивал, но уже сейчас ясно, что на западе Казахстана на реке Жайык вблизи Уральска в Средние века существовал крупный регион с городами, в которых кипела жизнь.







Комментарии

Комментариев еще нет. Ваше сообщение будет первым.



Ваше сообщение
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 






Купить авиабилеты онлайн Бронирование авиабилетов. Бланк заявки на бронирование авиабилетов eticket.avia-travel.ru Чеки гостиничные Гостиничные услуги и чеки от действующего отеля. Подтверждение на запрос hostelcheck.ru

© 2002—2014   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Интернет-агентство «Браффорд»Реклама | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube
Создание и управление —
«Ижанов и Партнеры»