Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Новости
Новости
Статьи
Объявления
Блоги
Видео
Поиск по разделу
Последние темы всех форумов:

Ажыраскандар бар ма? Сырласайык.. ...
Карагандылыктар таныссайык....
Дунья жузиндеги Каракалпаклар ...
Танысу бұрышы ...
Куплю алкоголь оптом...
Жігіт керек ...
Работа вахтовым методом...
Отыздан асып орнын таба алмай жүрген жастардың танысу бұрышы...
Собираюсь в Израиль работать...
Помощь в получении кредита. Весь Казахстан ...










Статьи, интервью, репортажи



Рельефы древнего Отрара

Период правления Караханидской династии в регионах Южного Казахстана – это конец X – начало XIII вв., то есть фактически первые два столетия второго тысячелетия.
Б. Железняков, Р. Шербаев, Журнал Nomad Kazakhstan.



Караханидским периодом датируются несколько археологически хорошо изученных городищ Южного Казахстана, в частности, Отрарского оазиса, и одно из наиболее развитых в это время городище Куйрыктобе – средневековый город Кедер.

Обширный культурный материал этого периода происходит с самого городища Отрар (известные исследования К. А. Акишева, К. М. Байпакова, Л. Б. Ерзаковича и других авторов). Один из наиболее выразительных артефактов этого времени – богато орнаментированная резная и штампованная керамика.

Одним из характерных признаков караханидского периода является массовая исламизация территорий, которую можно назвать скорее политическим процессом, ведь в определенных вопросах идеология ислама еще не вытесняет старые представления и нормы. Они и составили основы изобразительной культуры, ее самобытного стиля, основу которых составляли так называемые вековые сюжеты, знаки и символы, восходившие к первоосновам мировоззрения.
Исследователями отмечался факт того, что «караханидский ислам» не был тесно связан с ортодоксальным исламом. Это объясняется его оторванностью и отсутствием регулярных связей с Багдадом – «подлинной столицей всей интеллектуальной жизни ислама». Нам представляется, что причина определенной локальности караханидского ислама была не только в отсутствии связей с митрополией, а скорее в живучести старых традиций, причем не только в мировоззрении, но и методике его выражения. С другой стороны, во всех краях исламского мира локальные культуры имели свое лицо, и это был значительный этап в развитии мусульманской культуры в целом.

Другими словами, небывалый расцвет во всех областях культурной сферы был связан со сбалансированным соотношением точных естественно-научных знаний, распространявшихся параллельно с мусульманской культурой, и со свободой выражения и творения на основе тысячелетней традиции, а также значительной толерантностью внутри ислама. Доисламские основы местной культуры, пропитанные духом политеизма, получили значительное развитие на новом этапе, когда караханидская держава была вовлечена в орбиту стран, исповедовавших ислам. И в то же время земля Среднего Востока не потерялась среди стран и народов с богатыми тысячелетними культурами, имела свое лицо, сформированное древней самобытной культурой.

На фоне распространения и упрочения новой религии в караханидский период получает широкое распространение богатая на сюжеты орнаментация керамических изделий. И, по праву, штампованная керамика, известная нам еще с производства оссуариев (V–VIII вв.), богато снабженных рельефами с культовыми сюжетами оплакивания, считается одним из шедевров, внесших вклад в сокровищницу мировой культуры. Рельефные орнаменты получили широкое распространение не только на керамических сосудах, но и на отопительных очагах, культовых алтарях, дастарханах. Керамические орнаменты были подобны терракотовым и гипсовым архитектурным орнаментам, которыми отделывались внешние и внутренние поверхности дворцовых, культовых и других общественных сооружений.

Парадность общественных и культовых сооружений из резной терракоты подхлестнула широкое распространение штампованной керамики. В свою очередь, можно предположить, что традиция рельефной орнаментации сырцовых стен солнечной, плодородной, защитной символикой не прерывалась на протяжении истории региона с бронзового века, менялся лишь дизайн, а набор знаков и символов оставался прежним.

Известно о производстве керамики со штампованной поверхностью в Мерве (Хорасане) в первых веках нашей эры, а также в VII–VIII вв., хотя тогда штампованные сосуды не были предметом серийного производства. Исследователь Ш. Р. Пидаев поддерживает наиболее распространенную мысль о происхождении штампованной керамики как подражания тонко выделанным жестянщиками дорогим металлическим изделиям своего времени. В эпоху своего расцвета в караханидское время штампованная керамика превратилась в самостоятельную отрасль художественного ремесла с особенностями присущими только керамическому производству. При этом штампованная керамика была одним из немногих видов дорогостоящей керамической посуды.

Эволюция орнамента на керамике шла по общим направлениям, однако со своей значительной спецификой. Если в облицовочном терракоте отразился относительно быстрый переход правящей элиты к исламу, что прослеживается в орнаменте во дворцах, или же также относительно быстрый переход к исламскому погребальному обряду (облицовка мавзолеев). В орнаменты, нанесенные на керамические изделия, связанные с особыми праздничными событиями, с огнем, со значительными и определенными пережитками доисламских культов и верований, наиболее консервативно и, видимо, совершенно сознательно помещались доисламские элементы. Наиболее связанные с доисламскими культами и верованиями орнаментированные керамические переносные очажки получили широкое распространение, например, в Самарканде в IX в., где на их поверхности можно видеть спаренные фигурные колонки, мотивы ниш, кругов, гранатов, птиц и людей.

Знаки орнамента на большинстве территории Центральной и Западной Азии несли унифицированное значение на протяжении более тысячелетия: круг и крест – символы солнца, огня, тепла; черта, треугольник, стрела – магическое оружие, поражающее зло; точки, сетка, S-образные знаки – символы обилия и плодородия. Одним из излюбленных орнаментов отрарских штампов были так называемые «зубчатые полоски» вытянутой прямоугольной формы, подобные орнаменту на серебряных поясах кочевников, а рифленые конические шишечки повторяли очертания серебряных заклепок, украшающих конское снаряжение номадов.

На керамике довольно часто изображались восьмилепестковые розетки и другие элементы, связанные с солярным божеством, ведущие свое происхождение как минимум с раннего бронзового века. Очевидно, что при этом не было некоего обожествления солнечных знаков и вихревых розеток, а скорее наблюдалась утилитарное использование эстетической и мифологической гармонии для достижения меньшего слепящего эффекта и прогреваемости стен. Также были распространены образы плодородия: плоды граната, полумесяца – астрального женского символа. Трудно не отметить заметные различия в облике керамики южных районов Среднего Востока и региона среднего течения Сырдарьи. Излюбленными сосудами для керамического производства на юге были фляги (мустахара), в самих калыбах – моделях для производства штампованной керамики, кувшинах и чайниках просматривается зримая модель металлического сосуда, взятого за оригинал. Для более северного Отрарского оазиса характерны богато орнаментированные выпуклые крышки, венчавшие сосуды, с поясной орнаментикой, разделенной прочерченными линиями на концентрические пояски, говорящие о «разделении мира» на уровни по вертикальной иерархии. В орнаментации обычно присутствует мотив вихревой розетки, а центр крышки венчала массивная вертикальная (неудобная в быту) ручка, символизировавшая «мировое древо», или другие мифологические символы, перешедшие из произведений доисламского ремесла. Из других керамических изделий известны напольные очаги (сандалы), дастарханы, культовые алтари, а также предметы, сохранявшие свое важное культовое значение непосредственной связи с огнем, средствами и продуктами горения.

В относительно северном городе региона – Каялыке – при раскопках общественных сооружений и жилых помещений археологи зачастую находят фрагменты массивных стационарных очагов из терракоты, лицевая сторона которых также была отделана резьбой и штампованным орнаментом.
Близость орнаментации штампованной керамики облицовочной терракоте монументальных сооружений, мавзолеев, наиболее отчетливо прослеживается в регионе Южного Казахстана.

Подобные выводы были сделаны учеными при описании декора дворца Саманидов (IX в.). Орнамент IX–X вв. положил начало десятивековому развитию средневековых геометрических арабесок. Хотя нужно отметить, что с эпохи Тимуридов во внешнем убранстве монументальных сооружений, значение рельефных орнаментов значительно снижается.
Интересно то, что внешняя отделка южных мавзолеев региона в определенной мере напоминает штампованную керамику. Это было связано с цветом и свойствами применявшейся глины, а также эстетическими нормами и стилем. С другой стороны, применение штампов на сырцовых очевидно существовало до появления в регионе обожженного кирпича, и сохранилось вплоть до последнего времени, причем преобладают в них древние народные мотивы мифологизации солнца.

Ислам талантливо переработал культурное наследие. В караханидскую эпоху произошел качественный всплеск во всех областях: в точных науках, философии и поэзии, географии и т. д. Он дал развитие и духовной сфере, самым отрешенным от мира ее представителям смог предложить свой путь в виде суфизма. Элитарная субкультура (В. М. Массон) той поры получила дорогую штампованную керамику с преимущественно старыми или смешанными мотивами, богато украшенные мавзолеи и дворцы.

Богатая на солнцеликие, плодородные и иные доисламские символы орнаментация керамики – неисчерпаемый источник для воссоздания духовной культуры населения региона в караханидский период.

Начиная с монгольского времени меняется цвет и стиль декора глазурованной посуды, распространяется роспись синим цветом по белому фону в подражание китайскому фарфору. Штампованная, скорее резная, керамика будет иметь предпосылки к возрождению, в частности, в Отрарском оазисе, но мастера не достигнут ни того мастерства, ни объема в производстве богатой орнаментикой керамики. Изменятся и орнаментальные изобразительные сюжеты, они становятся ближе к сложившейся системе канонического ислама. Вообще, после монгольского завоевания производство штампованной керамики сохраняется только в Хорезме и в Отрарcком оазисе, зато развивается в Золотой Орде (XIII–XIV вв.), что известно по материалам раскопок Сарайчика (XIV в.).

Можно говорить о постепенной смене приоритетов в изобразительном искусстве, что возможно происходило и в том числе, за счет смены этнического компонента, но главным образом, за счет изменения приоритетов в мировоззрении.







Комментарии

автор сообщение

Ваше сообщение
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 






© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube