Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Новости
Новости
Статьи
Объявления
Блоги
Видео
Поиск по разделу
Последние темы всех форумов:

Банктан несие алуға көмек беретін адам барма өтініш, ...
Адамды дуалап алу деген рас па? ...
Бала көтере алмай жүрмін ...
Дуа кайтаратын емшілер бар ма ...
30 дан аскан кыз - жигиттердин танысу бурышы!!! ...
суррогатное материнство...
30-50 жас аралығында әйелдермен танысқым келеді ...
Стану донором ооцитов...
ищу донора яйцеклетки...
Бала туғым келеді ...










Статьи, интервью, репортажи



Торговать заставила жизнь

В истории казахстанского велоспорта Марат Сатыбалдиев занимает особое место.
Марина Хегай, "Sport.Gazeta.kz", 17.05.2007 г.



– Я все время прятал лицо, боялся, чтобы знакомые не увидели и не сказали: чемпион мира, а торгует на барахолке, – вспоминает знаменитый велогонщик 80-х Марат Сатыбалдиев. – Но выхода не было: если буду стесняться, кому тогда семью кормить?

В истории казахстанского велоспорта Марат Сатыбалдиев занимает особое место. Он – чемпион мира 1989 года в групповой гонке на треке. В отечественном велоспорте ни до Сатыбалдиева, ни после в этом виде программы никому не удалось добиться столь громкого успеха. Да и вообще, чтобы пересчитать казахстанских велосипедистов, становившихся в разные годы чемпионами мира, как на треке, так и на шоссе, не надо прибегать к помощи калькулятора – их раз-два и…

Сатыбалдиев – это эпоха в казахстанском велоспорте. Чемпион мира, многократный чемпион Советского Союза… Но и ему после завершения карьеры пришлось ой как нелегко. В новой постспортивной жизни Марат точно так же, как и другие бывшие атлеты, остался один на один со своими житейскими проблемами. Но и в ней он одержал немало побед – над собой, над обстоятельствами и временем, которое сломало многих. Ему приходилось мотаться за рубеж за товаром, гонять из Европы машины, торговать на барахолке…

О том, как все это было, рассказывает сам единственный казах-станский чемпион мира в групповой гонке на треке.

Увидеть Париж и…не умереть!

Я был последним, шестым, ребенком в семье. Когда мне было три года, мы из-под Петропавловска (село Гаврино) переехали в Кызылорду… Как-то из соседнего двора приехал парень на спортивном велосипеде и сказал, что записался в секцию. У меня сразу загорелись глаза – велосипед-то выдавали бесплатно. Так я в 1976 году оказался в спорте. В 1982 году я впервые увидел, что такое велотрек. Сел на велосипед, проехался… и испугался. Было непривычно, меня аж подкидывало во время езды на треке. К всеобщему удивлению, на первых же своих соревнованиях, в шестидневной гонке, я стал вторым.

Тренеры сборной СССР на меня обратили внимание в 1984 году. На всесоюзной гонке на призы Аэрофлота я занял 4-е место. В 1985 году в Клайпеде я выиграл свою первую золотую медаль чемпиона Советского Союза. А в 1986-м впервые поехал за рубеж. Причем не куда-то там – а во Францию! Представляете, что это такое?! В те времена за границу ездили единицы – и то в основном в Польшу, Болгарию. Я помню этот запах парфюма в аэропорту. Потом нас повезли на экскурсию по ночному Парижу: море рекламы, город весь в огнях… Глаза разбегались. Один смотрел в одну сторону, другой – в другую. Я был в нокауте от Парижа.

Деньги пополам, а золото – врозь

За сборную СССР я выступал с 1986 по 1990 год. Главным моим конкурентом все это время был Марат Ганеев из Куйбышева. С ним мы не ругались, но и дружбы не было… В 1986 году поехали на чемпионат мира в Колорадо-Спрингс. Руководство говорит, полдистанции едете каждый сам за себя. Потом у кого меньше очков будет на промежуточных финишах, тот начинает работать на другого. Ганеев стал работать на меня. В итоге я стал четвертым.

В 1987 году чемпионат Союза выигрывает Ганеев. Я – второй. На чемпионат мира в Австрию опять едем вдвоем с Маратом. Теперь установка была такая: я работаю от старта и до финиша на Ганеева. Мне сказали: «Если будут какие-то неспортивные движения, будем решать вопрос об отчислении из сборной. Завоюете награду – оба получите одинаковые премии и значки заслуженных мастеров спорта».

Я тогда по полной отработал – так, как надо было: в нашем виде необходимо знать технику раската, чтобы пик скорости пришелся на последние 100 метров, и Ганеев удачно выстреливал на промежуточных финишах, набирая очки. Он стал первым чемпионом мира в групповой гонке на треке в истории советского велоспорта.

Государство премировало за первое место 1500 долларами. Мы их разделили на двоих плюс по 50 долларов отдали механикам. Медаль, майку чемпиона мира и кубок Марат взял себе. В январе 1988-го я открываю газету «Советский спорт» и читаю о присвоении званий заслуженных мастеров спорта за предыдущий год. Смотрю, Ганеев есть, а моей фамилии нет!

На летнем чемпионате СССР 1988 года шел отбор на Олимпиаду в Сеул. Ни для кого не было секретом, что на Игры должен был ехать или я, или Марат. Я попадаю в финал чемпионата Союза, Ганеев – нет. Зато попал другой представитель Куйбышева, который вдруг «заболевает» и снимается с гонки. На его место ставят Марата. Он выигрывает финал, едет на Олимпиаду и становится в Сеуле третьим.

Чемпионские мгновения Лиона

В 1989 году я выиграл первенство СССР. На чемпионат мира во Францию, в Лион, мы поехали с другим казахстанцем – Вадимом Кравченко. Помню, до этого в Москве мы сидим в гостинице с Маратом Ганеевым и он говорит: «Я тебе сто процентов даю, что ты не выиграешь в Лионе». Уж очень человеку хотелось остаться единственным в СССР чемпионом мира в групповой гонке на треке.

В Лионе я сильно переживал за Вадика, что он не попадет в финал. Кравченко попал и очень здорово мне помог завоевать золото. На том чемпионате мира выступал знаменитый немецкий спринтер последнего десятилетия – Эрик Цабель. Тогда он представлял ГДР.

Я поначалу не осознал того, что произошло. Не укладывалось как-то в голове, что я – чемпион мира! Не чувствовал себя «творцом истории», хотя после Ганеева и меня в этом виде программы из советских гонщиков больше никто не выигрывал. За этот успех мне в Алматы дали однокомнатную квартиру.

В том же 1989 году осенью тренер из Латвии пригласил меня выступать за профессиональную команду в шестидневных гонках на треке. Мы базировались в Бельгии. Как новичок, я получал 1500 долларов за шесть дней.

Вместо сборов – барахолка

В 1991 году я понял, что все, ресурсы свои выработал, и завершил карьеру. Месяца три ходил как шальной – 15 лет за меня думали, я был частичкой системы, и жизнь моя была расписана на год вперед. Один велосипедист предложил заняться бизнесом. Раньше это называлось спекуляцией, сейчас – бизнес. Мы ездили в Киргизию в предгорные поселки и скупали у жителей дефицитные товары. Государство стимулировало население сдавать мясо – за это давали талоны. По ним, например, можно было приобрести кассетный магнитофон. Специальные отделы для сдатчиков мяса буквально заваливали импортным товаром. На прилавках лежали чистящие порошки, люстры, детская одежда, япон-ская аппаратура…

Мы предлагали жителям поселков либо бартер, либо давали больше денег – тогда еще была единая валюта, рубль.

Потом все это мы везли на нашу барахолку и продавали. В те годы барахолка работала только по выходным. В 3–4 ночи я приезжал, давал какой-то бабушке Маше 10 рублей, чтобы она забронировала мне место, точнее, один метр прилавка. Прилавки были бесплатными – кто утром первый пришел, тот и прав. Было стыдно, я все время прятал лицо, чтобы знакомые не увидели и не сказали: «Вон, чемпион мира сидит, торгует». Но если я буду стесняться, кто будет зарабатывать и кормить мою семью?

Целый год я ездил в Киргизию за товаром. Потом таможня на киргизской границе начала к нам придираться. Пришлось менять «направление». Начали с Китая, ездили за вещами в Кульджу. В 1992-м мы с барахолки перебрались на известный алматинский рынок на пересечении проспектов Абая и Правды. Я платил за свое место официально. Уже не помню, сколько, но недорого. Желающих торговать было гораздо больше, чем мест на рынке. Поэтому каждый квартал у нас был ажиотаж, когда составлялся новый договор аренды. Продлевать его или нет, зависело от руководства рынка. Я сам мотался в Турцию, Китай, Пакистан. Занимался одеждой, как женской, так и мужской. В это время меня приглашали работать тренером, но зарплата там была такая, что молодой семье на нее не прожить.

Мечтатели с большой дороги

В 1993 году перешел на автобизнес, стал с напарником гонять машины из Германии. Жена продолжала сидеть на базаре. Конечно, дело это рискованное. Целую неделю гонишь машину, а в дороге всякое бывает. Как-то зимой меня в кювет занесло. К счастью, все обошлось. Своими деньгами рисковать приходилось. Покупаешь на них машину, а если попадешь в аварию, то все – прогорел. С рэкетирами тоже сталкивались. Они брали «плату» за проезд по их территории. Пересекая границы Польши с Беларусью и Словакии с Украиной, нам приходилось платить рэкету.

Через полтора года я бросил этим заниматься. Во-первых – тяжело. Во-вторых, мы не одни гоняли машины. Если в 1993 году машины продавались быстро, то потом с каждой новой поездкой реализовать их было все сложнее и сложнее. Я вернулся обратно на рынок, что на Абая и Алтынсарина. Супруга сама стала ездить за товаром, мы наняли продавцов. В 1996 году ушли с рынка.

Первый магазин, где мы в Алматы стали продавать свой товар, – бывший «Военторг». Потом появилась «точка» в ЦУМе. Были случаи, когда меня узнавали на базаре либо покупатели, либо стоящие за прилавком. А что делать? Жизнь заставила торговать. Теперь уже на рынках не стою – есть отделы в центральных магазинах. У нас специализация – женская одежда.

Порой жизнь была тяжелой, но все стало на свои места, и я не жалуюсь. Сейчас думаю купить горный велосипед, чтобы форму поддерживать. Мне до сих пор иногда снится, что я опаздываю на старт, еду куда-то, тороплюсь, думаю, как гонку выиграть…

Досье

Марат Сатыбалдиев родился 22 апреля 1962 года. Супруга – Валентина, дочь – Виктория. Пятикратный чемпион Союза в гонке мэдисон (1988 и 1989 годы) и в групповой гонке (1985, 1986, 1989). За первую золотую медаль чемпиона СССР получил трехкомнатную квартиру в Кызылорде. В 1989 году выиграл золото на чемпионате мира в Лионе, Франция. В конце 1989 года подписал контракт с советско-датской профессиональной командой «Челек» и выступал в ее составе один сезон. Закончил карьеру в 1991 году.

С 1997 года Сатыбалдиев выставляет призы на юниорскую пятидневную гонку, которая проводится в середине мая в Алматы. Вот уже несколько лет, как эта гонка носит его имя.







Комментарии (1)

автор сообщение
Мадина
madina_s77@mail.ru
20-03-09 08:10
нам всегда больно читать, в прессе и в других местах , что ты говоришь о приемной дочери, но о своих законорожденных двух сыновьях, которые кстати носят твою фамилию,отчество никогда не упоминаешь. Для тебя с таким титулом, забыть о детях это мерзко, чисто не по- человечески и не по-мужски. Ты не думай они живут прекрасно и в твоей помощи не нуждаются. Людям бог на дает детей, а ты от них живых отрекаешься. А у тебя два прекрасных сына. Тебе бы позвидовалбы любой мужчина.Просто будь мужчиной, будь честным и порядочным, ты же считаешь себя таковым, так принимай за должное или ты боишься своей жены. К тебе они не придут с протянутой рукой. Ты наверно боишься этого. Успокойся. Времена меняются, а люди остаются. и твои дети останутся Сатыбалдиевами, и отцом остаешься ты. Хотя им всегда стыдно за то, что ты такой отцец. Тебя может и все восхваляют за твои успехи но они не знают о второй стороне медали. Доброжелатель.

Ваше сообщение
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 






© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube