Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Новости
Новости
Статьи
Объявления
Блоги
Видео
Поиск по разделу
Последние темы всех форумов:

Банктан несие алуға көмек беретін адам барма өтініш, ...
Адамды дуалап алу деген рас па? ...
Бала көтере алмай жүрмін ...
Дуа кайтаратын емшілер бар ма ...
30 дан аскан кыз - жигиттердин танысу бурышы!!! ...
суррогатное материнство...
30-50 жас аралығында әйелдермен танысқым келеді ...
Стану донором ооцитов...
ищу донора яйцеклетки...
Бала туғым келеді ...










Статьи, интервью, репортажи



О жизни населения городов Сырь-Дарьинской области

Журнал «World Discovery Kazakhstan» продолжает публикацию дневниковых заметок одного из интереснейших ученых-путешественников ХГХ века - Петра Ивановича Пашино.
«World Discovery Kazakhstan», №01(12) 2007 г.



Петр Иванович Пашино Стиль повествования того времени нами сохранен полностью или почти полностью, с небольшими лишь изменениями, для более точного понимания.

Дальнейшее увеличение населения и современная его численность

С 1868 года население города Казалинск начинает пополняться татарами. прибывшими сюда преимущественно из г. Оренбурга и Оренбургской губернии, так как проект положения 1867 года им не возбранял здесь селиться и производить торговлю. Положением 12 июня 1886 года права татар значительно урезаны, а именно им запрещено в Туркестанском крае приобретать земельную собственность. Но это сдерживает наплыв сюда татар только отчасти, и дома и участки в городах для проектов, благодаря запрещению, приобретаются на чужое имя. Татары представляют здесь сплоченную группу, связанную денежными и религиозными интересами. Татары, проникая сюда главным образом с торговыми целями, не упускают ни одного случая вести и религиозную пропаганду и, заметим, не без успеха. Татары в Казалинске группируются около фирмы известных оренбургских купцов Хусаиновых, имеющих в киргизских степях миллионные дела. Татары, разъезжая по киргизским аулам с торговыми целями, вместе с тем развозят и массу книг религиозного содержания, преимущественно казанского издания, имея в виду укрепить киргиз в началах мусульманской религии и развить среди них арабскую грамотность.

В 1875 году и в последующие годы, до 1880 года включительно, население города Казалинска пополнилось высланными сюда за неповиновение властям и отказ выполнять воинскую повинность уральскими казаками в числе не менее 1000 человек. Первая партия уральцев была пригнана в Казалинск 28 октября 1875 года. Уральцы были размещены частью по квартирам, а частью в казармах. Они отказывались исполнять какие-либо указания и всегда ходили одетыми в 2-3 халата, подпоясанные кушаком, как бы приготовляясь к тревоге.

Когда их спрашивали фамилии, они давали ответы: «Раб Христов», «Не могу указать свою фамилию», «Моя фамилия значится в списках - справляйся» и т.д. Начальников называли не иначе, как «антихрист», а солдат - «крупа». Когда нужно было вывести их из квартир, то они брали друг друга за кушаки, и чтобы разделить их, употреблялись в дело оренбургские казаки, которые в таких случаях пускали в ход нагайки. Выведенные при помощи нагаек на площадь, падали лицами вниз и лежали до тех пор, пока их из этого положения не выводили посредством тех же нагаек и розог. Когда наказывали одного, то поднимался крик: «бей и меня, бей и меня!».

Наказывали розгами, как говорят старожилы, без меры и счета (наиболее суровы были майор Павел Петрович Панцырев и подполковник Егор Михайлович Косырев). Косырев занимал должность коменданта (с 1869 года) и оставил в Казалинске о себе память анекдотического характера. Так, например, старожилы рассказывают, что раз Косырев получил секретную бумагу о доставлении сведений о масонских ложах и, не долго думая, идет по казармам и складам оружия, осматривает все ложи ружей и на основании тщательного осмотра доносит, что масонских лож во вверенном ему форту нет, а все имеющиеся ложи из березового дерева.
По Раимскому укреплению Косырев памятен суровым и грубым обращением с Тарасом Григорьевичем Шевченко. Предложено было в 1876 году образовать из уральцев военно-рабочий батальон, но они не желали что-либо делать. В 1880 году к уральцам, поселенным в Казалинске, были доставлены их семьи, но ни одна из женщин не желала признавать своего мужа, то же самое проделывали и мужчины. Побились, побились и оставили женщин и детей на произвол судьбы, и только тогда мало-помалу казачки стали переходить к своим мужьям, или мужья - разыскивать своих жен и детей. Некоторые уральцы пробовали убегать на родину, но ловились и доставлялись обратно в Казалинск.

В 1881 году императором Александром III было разрешено уральцам, которые выразят раскаяние в своем заблуждении, вернуться на родину, но этим воспользовались единицы, а масса заявила начальству, что «как гнали нас сюда, так пусть и возвращают под конвоем, а раскаиваться мы не желаем». Очень медленно бывшие казаки осваивались со своим положением. Первое занятие, к которому они приступили, было рыболовство, затем понемногу начали заниматься торговлей, земледелием и т.д., но домами не обзаводились, жили в квартирах, и только всего 8-10 лет тому назад начали покупать в городе места и заводить постройки.

В 1893 году было предложение уральцам прописаться в казалинские мещане, но на это ни один из них не выразил согласия, и вопрос об устройстве их быта до сих пор остается открытым. Правда, администрация их считает мещанами, но они всеми мерами от этого звания открещиваются. Поэтому они, например, уклоняются от получения паспортов для выезда куда-либо, так как в этих документах их прописывают мещанами. Уральцы - народ трезвый, работящий и стойкий в своих убеждениях, и представляют весьма большой контраст с православным населением города. Вопрос о прочной оседлости уральцев - вопрос только времени и, вероятно, решится сам собою, без административного вмешательства. Молодое поколение, родившееся и выросшее на Сырь-Дарье и связанное всеми своими жизненными интересами с этой рекой, можно полагать, никогда не покинет ее берегов.

В 1910 году уральцев считалось в Казалинске до 1800 человек. С половины восемнадцатых годов, времени начала развития в более или менее значительных размерах рыболовного промысла, начинают селиться в городе Казалинске и местные аборигены - киргизы, число которых быстро увеличилось, и в настоящие время насчитывается не менее 4000 человек.
Евреи, выходцы из Бухары или других мест, со времени основания Казалинска также до 1 января 1887 года беспрепятственно здесь селились и обзаводились домами. Затем новый их наплыв администрацией был приостановлен, и, наконец, в начале 1910 года их осталось здесь на жительстве 25 семейств, которым даны права туземных евреев тем же порядком, как и в Ташкенте. Русских евреев в Казалинске мало, что зависит от общих мер, принимаемых администрацией края.

Следующую группу населения Казалинска составляют сарты и таджики из разных городов и кишлаков Бухарского ханства, сарты из русского Туркестана, узбеки из Хивинского ханства, каракалпаки из Аму-Дарьинскаго отдела и персы, называемые здесь кызыл-башами. В недавнем прошлом, до завоевания Туркестанского края русскими, персы представляли из себя особый вид товара, которого много было на рынках Бухары, Хивы и Ташкента. Персов привозили сюда для продажи туркмены, захватывающие их в плен при набегах на Персию. Их особенно охотно покупали киргизы не только Туркестанского края, но и других областей. Так, например, нам приходилось неоднократно видеть кызыл-башей и их потомство от браков с киргизками в Тургайском уезде, Тургайской области.

Все эти народности, поселившиеся здесь, как и татары, представляют сплоченную группу, объединенную одними и теми же торговыми интересами и религиозными верованиями. Последнюю группу населения составляют отсталые от разных переселенческих партий приволжских и малороссийских губерний, двинувшиеся в Туркестанский край после голодного 1891 года.

По всеобщей переписи в 1897 году в городе Казалинске населения мужского - 4303, женского - 3282, а всего - 7585; временно пребывавших в день переписи мужчин - 138 и женщин -17; иностранных подданных: мужчин - 512 и женщин - 280; по родному языку: велико-русских с мало- и бело¬русскими - 2610, таджикских -352, татарских - 627, киргизских -3358, сартовских - 435, узбекских - 42, остальные -161; по вероисповеданиям: православных с единоверцами -1230, римско-католического -61, протестантского - 18, магометанского - 4754 и иудейского - 120.

Городское хозяйственное управление

Согласно §64 проекта Положения 1867 года, как мы уже знаем, заведование городским хозяйством в г. Казалинске было возложено на уездного начальника. Какие сборы в пользу города в первое время производил уездный начальник, и какие они делали расходы, сведений в уездном управлении не сохранилось. За время с 1877 года до 1887 года 60-70% всех городских доходов расходовалось на содержание полиции и управления уездного начальника и только 30-40% шло по прямому назначению на действительно городские нужды. Первое место в числе расходов занимает содержание полиции (30-38%), второе - городское благоустройство (27%), третье - расход на содержание хозяйственного управления (13%), и только по 6%, да и то в последнее время, падает на народное образование и народное здравие. Поглощение более одной трети всех доходов на содержание полиции - явление ненормальное, нельзя также назвать нормальным расход в 13% на содержание хозяйственного городского управления, обслуживаемого чиновниками.

Городское благоустройство

Более или менее правильное водоснабжение города Казалинска начинается с 1879 года, когда на ирригацию впервые была ассигнована из городских сумма 1500 рублей. Вода собственно в город доставляется по канавам, получающим ее из Сырь-Дарьи при посредстве двух самодейс¬твующих чигирей, а окрестности - при посредстве двух арыков. Часто чувствуется недостаток воды. На ирригацию расходуется от 500 до 1000 рублей в год. Шоссирование и мощение улиц, можно сказать, отсутствует, если не считать полторы улицы шоссирования в управление СР. Путинцева, но эти улицы утрачивают вид шоссированных, так как поправок шоссе не производится. В осеннее и зимнее время большинство улиц почти непроходимы.

Первые фонари-коптилки появились в 1884 году, в 1887 году фонарей было 23. Пожарный обоз был заведен лет 20 тому назад в виде двух бочек, которые давно развалились. В 1909 году была приобретена пожарная труба и 2 бочки за 320 рублей. Сохраняются при уездном управлении. Обыкновенный расход на пожарную часть - 15-20 рублей в год.

Тротуары впервые появились в 1905 году, устраиваются по образцу ташкентских из жженого кирпича. Улиц, имеющих тротуары, еще сравнительно немного.
макарова елена Кладбищ русских и мусульманских - до 5, одно русское старое кладбище находится в городе. Содержатся кладбища недостаточно опрятно. Первый общественный садик возник в половине семидесятых годов, но за недостатком воды растительность его была скудная. Дальнейшие насаждения в садиках, которых теперь 4, производили уездные начальники А.Г. Реймерс и С.Р. Путинцев. Те же уездные начальники немало содействовали насаждению деревьев на улицах по берегам арыков. В первое время на содержание садиков расходовалось до 500 рублей в год, а теперь расходовалось до 1500 рублей. Садики содержатся опрятно.

Общественное собрание существует с 1904 года, членов - до 50. Помещается в наемном здании. В собрании имеются газеты, бильярд, буфет. Здесь же изредка даются спектакли. Годовая доходность собрания достигает 3000-4000 рублей.

Учебные заведения

Инициатива открытия первой школы в форте №1 принадлежит оренбургскому епископу Антонию Радонежскому. В конце 1858 года было предписано священнику форта №1 Александру Гавриловичу Победоносцеву употребить возможное старание к открытию в форте школы для детей обывателей форта и на первый раз в небольших размерах и с удобоисполнимой программой, состоящей в обучении детей чтению, письму, священной истории и катехизису, а прежде всего общеупотребительным молитвам. Первое казалинское училище было открыто 21 января 1860 года при тридцати трех учащихся, в числе которых 2 девочки.

Обстановка училища была самая жалкая: помещалось в одной комнате старого здания; вместо классных скамеек и столов были сделаны хозяйственным способом лавки, а также одна большая и несколько малых досок; учащимся было выдано немного бумаги, чернил и мыла, а книг – ни одной, потому что выписанные учебники еще не прибыли в Казалинск. На обзаведение школы было отпущено 30 рублей. Преподавателю училища, местному священнику, генерал-губернатором вменялось в обязанность, чтобы в программу преподавания входило практическое обучение мальчиков на счетах и первая часть арифметики и чтобы в училище были допускаемы дети киргиз, «когда со стороны ордынцев будет на то согласие и желание». В 1862 году школу посещали 28 мальчиков.

Школа существовала до сентября 1863 года, когда была закрыта. Учеников преположено было перевести в имеющую открыться в форте школу для детей киргиз. Так как школа для киргизских детей по разным обстоятельствам не могла быть скоро открыта, то священник Победоносцев до конца 1865 года вел занятия с учениками у себя на квартире, число которых (учеников) в октябре 1865 года достигло 40.

Женская школа была открыта в Казалинске 9 февраля 1861 года тем же священником Победоносцевым без предварительного разрешения начальства в надежде, что хорошее дело будет одобрено. Школа помещалась в квартире священника, и преподавательницей была Кирьякова, родственница Победоносцева. Школа была закрыта в конце 1862 года за выездом учительницы. В школе обучалось 13 девочек в возрасте от 6 до 10 лет грамоте, шитью, вязанию и вышиванию. На содержание школы было израсходовано 40 рублей, собранных по подписке. Школа для киргизских детей. Вопрос об открытии школы для киргизских детей возник еще в конце пятидесятых годов прошлого столетия, и по этому поводу, между прочим, заведовавший казалинскими киргизами войсковой старшина Карамышев заявлял, что многие киргизы охотно отдали бы в училище своих сынов, если бы начальству было угодно принять содержание их на счет казны и учить при том татарскому языку.

После переписки, длившейся года четыре, деньги на постройку школы были отпущены и здание к концу 1863 года было готово, но школа по разным причинам не могла быть открыта. Первым учителем школы был назначен в апреле 1863 года воспитанник оренбургской киргизской школы Юль-Мухаммед Байджанов, оказавшийся малограмотным и фанатиком. Вследствие отзыва о Байджанове, что он будет стараться не об искоренении фанатизма между киргизами, а о поддержании его, чтобы таким образом войти в расположение киргиз в надежде материальных выгод, к которым он имел большое поползновение, он в апреле 1864 года был удален.

В ноябре 1864 года прибыл второй учитель Мумин Байдусов из воспитанников той же оренбургской киргизской школы, но школа все-таки была открыта только в самом конце 1865 года при 6 учениках киргизах. Школа долгое время существовала почти номинально. В этой школе обучались и дети русских поселенцев. Сведений о числе учащихся и их успехах мы не могли найти в делах. Для учеников киргизов при школе была ученическая квартира, содержавшаяся на местные средства.

1 января 1872 года это училище было преобразовано в городское двухклассное училище с ремесленными при нем классами, с отпуском из казны на содержание его 2190 рублей в год, а в следующем, 1879 году, вновь преобразовано в трехклассное городское. В 1884 году при училище были открыты вечерние курсы для взрослых туземцев, на которых число слушателей в 1887 году было 16 киргиз. Закрыты в 1890 году за отсутствием слушателей. Число учащихся в училище в 1882 году было 90, из них 10 киргизов. Затем число учащихся повышалось и доходило до 140, но с закрытием в 1910 году первого класса, число учащихся упало до 100, из них 66% - русских, 26% - киргизов, 1 % - евреев и 6% - татар. Русско-туземное училище открыто в 1894 году. Помещается в наемном доме - неудобном и сыром. Число учеников достигает 60, из которых 8% - русских, 60% - киргизов, 20% - татар и 12% - туземных евреев. Преподавателей - два, из них один киргиз. На содержание школы отпускается 1858 рублей. Интерната при училище нет.
С 1904 года при училище существуют вечерние курсы для взрослых, число слушателей достигает 20, в большинстве сарты-торговцы. Татарская школа возникла в начале семидесятых годов, она была небольшая и помещалась в квартире муллы, но 18 лет уже тому назад для нее стала наниматься отдельная квартира и был приглашен учитель из Оренбурга.

В 1903 году школа преобразовалась в новометодный мактаб и был приглашен второй учитель, также из Оренбурга, получивший образование и воспитание в одном из шести тамошних Мадрас. Кроме того, преподает мулла. Курс школы четырехлетний, соответственно чему ученики размещаются в четырех комнатах. Классная обстановка - европейская. Число учеников достигает 100, из них 83% - татар, 10% -туземных сартов, 5% -киргизов и 2% - татарских девочек. Содержание училища обходится в 700 рублей, из которых 200 рублей расходуется на содержание старшему учителю и 180 - младшему. Деньги на содержание училища собираются между прихожанами мечети Гания Галиевича Хусаинова.
Обучение считается бесплатным, но в действительности родители учащихся, по мере сил и возможностей, делают подарки учителям - и деньгами, и разными предметами, необходимыми в домашнем обиходе. Сартовских школ для мальчиков - две, помещаются при мечетях. Преподают муллы, получая вознаграждение, по сартовскому обычаю, с родителей учащихся и деньгами и предметами первой необходимости. Число учеников в этих школах бывает 15-20 в каждой.

Киргизская школа для мальчиков существует 6-7 лет. Число учащихся достигает 50. Учитель один из киргизов. Преподавание ведется по новому методу. Вводится классная обстановка по европейскому образцу. Учитель определенного содержания не получает, вознаграждается соответственно их средствам. Татарская женская школа помещается в квартире муллы. Преподавательницей состоит жена муллы. Число учащихся достигает 40. Особенное стремление к обучению девочек появилось со времени революции. Учительница вознаграждается приношениями учащихся родителей.

Еврейский хедер существует лет сорок, число учащихся - невелико. Казалинская общественная библиотека имени контрадмирала А.И. Бутакова открыта 21 ноября 1900 года. Содержится на 300 рублей, отпускаемых городом, членские взносы, пожертвования и сборы с устраиваемых в пользу ее вечеров. Читальных комнат две: из них одна носит название народной. В последнее время начинают посещать библиотеку и татары, обещая принимать участие и в содержании ее.







Комментарии (2)

автор сообщение
Александр
alexey_19556@mail.ru
02-07-13 02:22
в 1913 году в Перовском женском приходском училище было 8 предметов: 1- закон Божий, 2- славянское чтение, 3- русский язык, 4- арифметика, 5- история, 6- география и естествоведение, 7- геометрия и черчение, 8-чистописание. У меня сохранилось свидетельство моей бабушки,выданное 25 августа 1913г
Жанболат Айекешов
jantanai@mail.ru
17-08-09 18:39
очень интересно! Хотелось бы узнать больше о жизни местных казахов в селениях и кочевьях, местных улусах, родах и биях

Ваше сообщение
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 






© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube