Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Форумы
На русском языке
Қазақша сөйлесу
Последние темы всех форумов:

Псориоздан ќалай ќўтылуєа болады. ...
Мусульманский сайт знакомств...
сайты знакомств для мусульман...
Үйленетін жігіт керек...
job in Atyrau ...
Хочу срочно замуж. Кто хочет жениться? ...
Кіші жүз, Әлім, Төртқара ...
молоко сухое цельное,обезжиренное ...
Танысу бұрышы ...
Чимкент кыздары ...










Общение

Общение: Список форумов
Форум: Казахи
тема: Кто доказал, что генерал Сабир Рахимов - КАЗАХ!!!


автор темы сообщение
Бердалы Оспан
berdaly_1955@mail.ru
12-09-11 16:46
МАҚАЛА-СТАТЬЯ № 3. Газета «ӘДІЛЕТ», 6 июнь, 2011 г. 4-5 стр.

ГЕНЕРАЛ САБИР РАХИМОВ
Почти детективная история в 2-х частях

Действующие лица:
Герой Советского Союза, генерал Сабир Рахимов.
Супруга генерала С.Рахимова – Куралай Алибиевна Натуллаева.
Асильхан Оспанулы – ученый, кандидиат филологических наук.
Аким Ыскак – заместитель заведующего Председателя Секретариата Парламента РК (ҚР Парламенті Мәжілісінің Төрағасы Хатшылығы меңгерушісінің орынбасары).

Часть первая

Через много лет когда все воспринимали как должное, что генерал Сабир Рахимов по национальности казах, был выпущен документальный фильм «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта». В котором вспоминая прошлое Куралай, жена Героя Советского Союза говорит: Однажды из Шымкента приехал ученый Асильхан Оспанулы и сказал: Я докажу что генерал Сабир Рахимов казах, чтобы мне это не стоило, даже если меня за это расстреляют».


(На фото: слева направо: генерала С. Рахимова Куралай Алибиевна, ученый Әсілхан Оспанұлы, супруга ученого Оразкуль Батырбеккызы)

Совсем недавно вся общественность страны бурно обсуждало факт снесения памятника Герою Советского Союза, генералу С.Рахимову в столице соседнего Узбекистана, городе Ташкенте. Появилось немало газетных статей и телевизионных передач. Но никто не вспомнил имя человека который еще в 1972 году доказал, что С.Рахимов по национальности казах и является сыном двух братских народов, казахов и узбеков. Отец генерала С.Рахимова Омаркул был казахом, мать Бахараим была узбечкой.
Сегодня кажется естественным, что герой Советского Союза, генерал Сабир Рахимов всегда был казахом по национальности. На самом деле много лет подряд его считали узбеком. И доказать обратное было совсем нелегко...
Это сделал Асильхан Оспанулы – ученый, гражданин из Шымкента. Последний аспирант великого писателя и ученого Мухтара Ауезова А.Оспанулы был известной личностью в Южно-Казахстанской области, всегда ходил в казахском национальном головном уборе – тақия-тюбетейка. В свое время он несколько раз нарочно «терял» паспорт пока его фамилию не написали по-казахски правильно – «Оспанулы», а не «Оспанов» как у многих тех что молча соглашались писать свои фамилии на русский лад с окончанием «ов». Был неудобной личностью для начальства. Выступал на собраниях на родном языке, и если в зале находились те которые требовали «говорите по русски», спокойно и твердо отвечал: «Я имею право говорить на родном казахском языке, мы ведь живем в СССР, стране где все нации равноправны».
Как же все было?.. Шли годы, война уходила все дальше и дальше в прошлое. И то что генерал Сабир Рахимов казах по национальности никто не знал... А родственники генерала сказать об этом вслух не решались.
Однажды будучи в гостях ученый услышал разговор о том, что генерал С.Рахимов казах по национальности. Тогда летом 1971 года Асильхан Оспанулы едет в отделение имени Жамбыла совхоза «Коммунизм» Ленинского района (Ныне Казгуртский) которое раньше называлось именем казахского рода Багыс, где жили родственники героя. Байдар аксакал, которому было 92 года очень обрадовался приезду гостя. Он и рассказал: Отца Сабира на самом деле звали не Омар а Омаркул. Моего отца зовут Кулымбет. Отец Омаркула Мамбеткул и мой дед Калшора были родными братьями. Омаркул скончался 1918 году. Я сам проводил его в последний путь.
Когда ученый спросил о фамилии генерала, Байдар аксакал сказал вот что: Когда Сабиру было восемь лет его мать переехала к брату Рахиму, который жил в местности Тахтапул близ Ташкента. Жители Тахтапула называли Сабира – «Сабир-казах». Тогда и записали Сабира по имени дяди – Рахимовым.
В 1972 году 9 мая в облаcтной газете «Оңтүстік Қазақстан» появилась статья Асильхана Оспанулы «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта», через месяц статья «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта» появилась на страницах републиканской газеты «Лениншіл жас» – ныне «Жас алаш».
Тогда в Шымкенте было городское телевидение с очень маленьким эфирным временем. Стараниями Асильхана Оспанулы Куралай Алибиевну, супругу героя показали по областному телевидению, где она рассказала о генерале. Известие, что генерал Рахимов по национальности казах было передано и по областному радио.
И началось... Новость, о том, что считавшийся до сих пор узбеком, Герой Советского Союза Сабир Рахимов на самом деле казах, и является сыном двух народов, вызвал большой резонанс в обществе.
Властями эта новость была воспринята как посягательство на дружбу между казахским и узбекским народами. Никто не хотел замечать того, что ученый в статье написал: «Сабир Рахимов сын двух братских народов». Начались постоянные вызовы в Областной комитет Коммунистической партии которое действовало по указанию сверху. Нашлись «доброжелатели» которые советовали: Асеке, не лезьте на рожон, подумайте о детях... Только Бауыржан Момышулы вовсеуслышанье одобрил: «Жарайсың – молодец Асильхан! Ты совершил достойный поступок».
Так как А.Оспанулы был ученым, кандидатом филологических наук, он имел на руках неоспоримые доказательства: расписки родственников С.Рахимова заверенные сельским советом, представители власти ничего не смогли сделать. Вот несколько писем написаных ученым в официальные инстанции того времени:

Заведующему отделом пропаганды и агитаций Чимкентского областного комитета Коммунистической партии Казахстана тов. Котунову Ю.Е.
От доцента чимкентского педагогического института, кандидата филологических наук ОСПАНУЛЫ А.

ОБЪЯСНЕНИЕ
Я поочередно побывал у Куралай Натуллаевой и Романа Рахимова (сын С.Рахимова), у другого троюродного брата генерала Сабира Рахимова Есалы Медетбекова, у родных дяди генерала Сабира Рахимова Тулегена и Азизмата Каримовых, у двоюродной сестры генерала Сабира Рахимова Лутфи Оспанкуловой, которые тоже дали подтверждавшие пояснения имеющихся у меня сведений.
Таким образом, на чашу весов были положены свидетельства живых людей, являющимися действительно родственниками Сабира Рахимова с одной стороны и предполагаемые официальные документы ученых и не ученых коллег из Узбекистана вообще и автора книги «И снова в бой», изданного в г. Ташкенте в 1971 году Леонида Юсупова в частности, по моему искреннему убеждению обстоятельства жизни и факты, даже сама многоликая и весьма сложная жизнь говорит в пользу объяснений родственников покойного генерала, потому что, показания живых свидетелей важнее, чем любая бумага, хоть она и с гербовой печатью.
Что касается указанний в анкетных данных самого Сабира Рахимова, подтверждаются его узбекское происхождение, то это объясняется, по моему, тем критическим положением того социального слоя в бурные годы послереволюционной поры к которому принадлежал он. Ведь Сабир Рахимов потомок крупных казахских феодалов, занимавшихся и разведением скота и земледелием, заведывавших несколькими мукомольными предприятиями – мельницами, имевших высокий сан, присваемымых только ханами – датха. Старший дядя Рахим, у которого находились в то время и мать и сам Сабир Рахимов после смерти отца, возможно позаботился об оформлении его документов по своему усмотрению, сознавая, что путь к светлой жизни Сабиру как потомку имущих родителей закрыт, может быть даже грозит физическим уничтожением. История наша аналогичных случаев знает немало, давайте-ка вспомним, хотя бы случай происшедший с маршалом Советского Союза Василевским, когда он долгие годы не решался позаботиться о своем отце – попе православной церкви.

***

Заведующему отделом пропаганды и агитаций ЦК Компартии Казахстана тов. Плотникову А.П.
от доцента чимкентского педагогического института, кандидата филологических наук ОСПАНУЛЫ А.

Здравствуйте, Андрей Павлович.

В свое время в Чимкентском областном комитете КП Казахстан сперва у заведующего отделом пропаганды и агитации тов. Котунова Ю.Е., после у секретаря обкома тов. Тлеубергенова И.Т. мне сообщили, что моя деятельность направленная к уточнению казахского происхождения отдельных выдающихся личностей вообще, генерал-майора, уроженца совхоза «Коммунизм» Ленинского района Чимкентской области Сабира Омаровича Рахимова в частности, будет иметь отрицательное влияние в укреплении братских уз дружбы между казахским и узбекским народами. Как видите, положение в которое поставлен я не из ахти хороших, наряду с этим предупреждением мне стало известно, что последовало ваше указание не печатать, впредь материалов, касающихся генерала Сабира Рахимова. Согласно этому вашему указанию наши товарищи из редакции газеты «Оңтүстік Қазақстан» стали сторониться от публикации даже тех материалов, в которых повествуется подвиги солдат Великой Отечественной, которым приходилось совместно служить с генералом-майором Сабиром Рахимовым.
Разрешите спросить, в то время, когда у наших узбекских коллег не единожды замечается стремление к присвоению тех или иных исторических личностей (возьмите к примеру аналогичное положение с героем гражданской войны, первым туркестанцем трижды кавалером ордена боевого знамени, выходца из Кзыл-Кумского района Чимкентской области Абдуллой Ермухамедовым, который долгое время объявлялся учеными из Узбекистана узбеком по национальности, несмотря на то, что он – казах, что остается делать нам, казахстанским ученым, так не выступать согласно исторической истине?
Хотелось бы получить копию письма с адресом места жительства моего главного оппонента Леонида (Аскара) Юсупова, который, как мне сообщили, имеется у вас.

P.S. Можете рассматривать мое письмо по своему разумению как частное письмо или как официальный документ.
30 августа 1976 года.
г.Чимкент.
***

г.Ташкент, редактору газеты «Правда востока»

Глубокоуважаемый товарищ редактор!

Не знаю почему, истриография Узбекистана долгие годы старалась и, можно сказать, старается и поныне, выдавать выдающиеся исторические личности не узбекского происхождения за узбеков по той лишь причине, что они родились или начали свою трудовую деятельность в Узбекистане. Так, например, видные деятели Коммунистической партии советского государства и ученые как Назир Турекулов, Абдулла Ярмухамедов, генерал-майор Сабир Рахимов, академик Хадиша Сулейменова долгие годы выдавались и выдаются за узбеков, не говоря об исторических личностях как Ялангтуш бахадур – известный правитель Самарканда ХVІІ века. На самом деле все они по происхождению казахи.
Антинаучность подобного рода-поступок общеизвестна. К тому, оно противоречит интернационалистическому характеру жизни народов Средней Азии и Казахстана.

Асильхан Оспанулы, кандидат филологических наук, доцент чимкентского института.
20 декабря 1986 года, г.Чимкент.

Эти письма лишь маленькая толика огромной работы ученого. А.Оспанулы превыше всего ставил истину, достоверность фактов. Никогда не отступал от правды. Он встречался не только с родственниками Сабира Рахимова, но и с теми кто знал генерала лично. Одним из близких людей Сабира Рахимова был участник гражданской войны, известный кинорежиссер Камиль Ярматов снявший на киностудии «Узбекфильм» такие фильмы как: «Буря над Азией», «Всадники революции», «Алишер Навои», «Авиценна», «Поэма двух сердец» и другие. В 1922 году он учился с Сабиром Рахимовым в Баку, в командирском училище. Камиль Ярматов долго беседовал с ученым из Казахстана. Прочел отрывки из книги «Возвращение» которую в то время писал. Но когда А.Оспанулы спросил о национальности генерала ответил сдержанно: Мы тогда не делились на национальности, и все назывались туркестанцами.
В 1973 году Камиль Ярматов принимая у себя дома ученого А.Оспанулы и супругу своего друга С.Рахимова не мог сказать напрямую о национальности генерала, чьим именем назван один из районов столицы Узбекской ССР и установлен памятник. Оно и понятно, сам К.Ярматов хоть и являлся известным режиссером киностудии «Узбекфильм», был по национальности таджик, о чем открыто не говорил и написал позже (К.Ярматов. Возвращение. Ташкент, 1987, стр 112) в вышеупомянутой книге. Такое было время.
А.Оспанулы все-таки добился своего, истина восторжествовала. Благодаря его усилиям школа будущих офицеров в городе Шымкенте носит имя героя, а во дворе красуется бюст генерала Сабира Рахимова. Теперь в Шымкенте проходят спортивные турниры имени Героя Советского Союза, генерала С.Рахимова, в дни празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне на улицах города красуются баннеры с портретом героя. А об ученом, как это почти всегда бывает... незаслуженно забыли.
Только не Куралай, супруга генерала. Однажды она приехала в Шымкент домой к ученому и по казахскому обычаю надела национальный чапан на его плечи за то что он сделал.

Часть вторая
Так-то оно так... а где же обещанная детективная история, спросите вы уважаемый читатель и будете совершенно правы. Начнем все по порядку. 16 сентябре прошлого года в областной газете «Оңтүстік Қазақстан» появилась статья некоего А.Самиголлаулы где было написано что республиканское общество ветеранов афганской войны наградили медалью Бауржана Момышулы «...за серию статей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и... за то, что он доказал что генерал С.Рахимов казах...» кого бы вы думали? Акима Ыскака, экс депутата РК, ныне работающего в городе Астане заместителем заведующего секретариата Председателя Мажилиса.
Тут с вашей стороны уважаемый читатель, может возникнуть вопрос: А может быть А.Ыскак доказал раньше ученого А.Оспанулы, что генерал С.Рахимов казах? Теперь же извольте узнать правду. А.Оспанулы доказал что генерал С.Рахимов казах в своей статье «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта» опубликованном в областной газете «Оңтүстік Қазақстан» 9 мая 1972 года. В следующем месяце 6 июня того же года его статья слово в слово появилась на страницах республиканской газеты «Лениншіл Жас», ныне газета «Жас Алаш».
А экс депутат А.Ыскак родился в селе Буржар Ордабасинского района в 1960 году. То есть, когда появились статьи Асильхана Оспанулы в 1972 году А.Ыскаку в было всего 12 лет. Конечно в таком мальчишеском возрасте он не то что о национальности, даже о существовании генерала С.Рахимова ничего не знал.
Будучи студентом физического факультета пединститута в Шымкенте А.Ыскак писал сатиристичиские стихи. Там же он познакомился с ученым филологом Асильханом Оспанулы работавшем в этом учебном заведении и руководившем литературным объединением имени Саттара Ерубаева который был наставников многих молодых литераторов.
Со временем будучи специальным корреспондентом газеты «Жас Алаш» А.Ыскак часто бывавший в доме А.Оспанулы и знавший об его исследованиях о С.Рахимове получает согласия ученого использовать его труды для написания статей. Но... в первой же статье опубликованном в 1991 году «забывает» написать об Асильхане Оспанулы, о человеке кто в годы авторитарного режима, еще в далеком 1972 году первым взял на себя смелость заявить на весь СССР о том, что Герой Советского Союза, генерал Сабир Рахимов казах.
Мало того А.Ыскак не сразу возвратил материалы ученого. И тогда одному из сыновей ученого пришлось настоятельно потребовать труды своего отца обратно. Шли годы и А.Ыскак в своих статьях и книге планомерно проводил мысль о том, что генерал С.Рахимов казах доказал именно он сам.
И так как с того времени преподносилось имя А.Ыскака как главного героя в установлении национальной принадлежности ученый А.Оспанулы опубликовал статью газете «Ақиқат-Истина» о том, что его имя незаслуженно забыто и как Аким Ыскак воспользовался его трудом.
О том как в прошлом году когда во время праздничного вечера по случаю 50-летнего юбилея А.Ыскаку был вручен медаль о котором писалось выше. Спустя некоторое время в газете («Айгак» 9.02.2011.) я опубликовал статью «Генерал Сабыр Рақымовтың қазақ екенін дәлелдеген кім? - Кто доказал что генерал Сабир Рахимов казах?» где читатели узнали о том как все было на самом деле. Экс депутату А.Ыскаку моя разоблачитильная статья явно не понравилась. И он опбуликовал ответную статью (газета «Рейтинг» 28 апреля, 2011 г.) где пишет обо всем вокруг да около... обойдя главный вопрос. На это я опубликовал другую статью (газета «Айгак» 1.06.2011.) которая называется: «Ә.Ысқақ қорықпай сөйле! – А.Ыскак говори, не бойся!» где потребовал чтобы он признал конкретно, что первенство в этом вопросе принадлежит ученому Асильхану Оспанулы, так как ученый к сожалению не может себя защитить, он скончался 15 июня 2005 года. Но я считаю что страна должна знать своего героя.
Чем закончится эта почти детективная история покажет время. Уважаемый читатель вы считаете что справедливость должна восторжествовать? Я полностью с вами согласен.
Бердалы ОСПАН.


автор ответ
МаратД
maratd2008@yandex.ru
27-06-18 14:32
Подтверждением "сартской теории" является то, что казахский язык относится к тюркским языкам кипчакской группы, а нынешний узбекский (читай сартский) относится к карлукской группе тюркских языков и близок уйгурскому языку. А история нас учит, что казахи и узбеки были одним народом с одним языком в государстве хана Узбека (14 век), оставшегося после распада Золотой Орды. Но часть народа в 1465 году оторвалось от гнёта хана Абулхайра (не путать с Абулхаиром из Младшего казахского жуза) и ушло в Могулистан (Семиречье), создав Казахское ханство. После смерти Абулхайра они вернулись на Сыр-Дарью, прогнав внука деспота Шейбани-хана. Тот ушёл с верными племенами на юг и в 1500 году захватил ослабленное после смерти Тимура государство Тимуридов. Но, как видим, пришлые племена кочевых узбеков растворились в местном народе и сартский язык не изменился. Но теперь с подачи Сталина стал неправильно зваться узбекским.
МаратД
maratd2008@yandex.ru
27-06-18 13:57
Хочу добавить сюда одно откровение, которое многое может обьяснить. Вся эта путаница вокруг казахов, живших вокруг города Ташкент возникла в 1924 году. Тогда Сталин, выполняя указ Ленина о национально-территориальном размежевании СССР, упразднил Хорезмскую и Бухарскую советские республики с географическими названиями и 27 октября образовал из них Узбекскую ССР. Это название было им выбрано, несмотря на то, что население Средней Азии звалось сартами. Но Сартская ССР звучало бы как Царская ССР, что было неприемлемо, хотя собственно узбеков там было гораздо меньше. Столицей стал Самарканд. Но разгорелись споры о принадлежности Ташкентского уезда Сырдарьинской области, которая вошла в состав Казахской АССР. Ташкент долго был частью Казахского ханства, столицей Сыр-Дарьинской области Российской империи, населенной в основном казахами. По переписи 1897 года в уезде жили 163 105 казахов, 108 765 сартов, 511 узбеков и 142 630 тюрков с наречиями без распределения. Но в самом городе преобладали именно эти тюрки - 75%. Но бывшие сарты (новоявленные узбеки) стали бороться за ключевой город. По воспоминаниям члена Президиума ЦИК СССР В. Молотова: «Создание среднеазиатских республик и границы — это целиком сталинское дело. Острая борьба шла — казахи, например, их верхушка, дрались за Ташкент, хотели, чтобы он был их столицей… Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел границы и сказал: Ташкент — узбекам, а Верный, Алма-Ата — казахам». Так Иосиф Виссарионович не только переселял народы, но и переименовывал их и назначал им столицы. А что же Рахимов? Ташкентский уезд с городом передали Узбекской ССР, а всех казахов, живших там, и всех неопределившихся тюрков стали записывать узбеками. Эта порочная практика продолжается и поныне в Каракалпакии. В такой же ситуации оказался и первый казах - олимпийский чемпион баскетболист Алжан Жармухамедов, которого тоже записали узбеком и только в последние годы также восторжествовала истина.
зида
zida.1955@mail.ru
04-05-18 08:26
Может Рахимов казах с узбеком? вообще, какая разница. Казах или узбек? Он был призван на войну с территории Советского Союза. Честный, смелый, правильный! Погиб во имя Родины!! Хвала его родителям- будь они узбеки или казахи- все мы люди от одного Бога!!
Бердалы ОСПАН
berdaly_1955@mail.ru
15-02-16 19:02
Мой отец Асильхан Оспанулы написал, что Сабир Рахимов сын дыух братских народов. Но это мало кто услышал, да и теперь таких мало. Большинство одеяло тянут на себя. Это неправильно. В том что он по отцу казах, а мать узбечка всего лишь исторический факт. Мой отец встречался с братьями матери Сабира Рахимова и они подтвердили что его отец был казахом. Это должно служить символом дружбы народов. Зря изменили название станции метро и т.д. в Ташкенте. В общем думайте сами, не маленькие.
Bau8
31-01-16 08:48
В числе несгибаемых, мужественных борцов за свободу находится и имя Героя ВОВ – генерала Сабыра РАХИМОВА. Родился 25 января 1902 года в с.Кокибели Казыгуртского района Южно-Казахстанской области. Будучи этническим казахом по ошибке был записан узбеком и долгое время считался первым узбекским генералом. Отец Сабыра – Омаркул – умер, когда мальчику было 8 лет. После этого вдова вместе с сыном переехала жить в Узбекистан, к своему брату Рахиму. Когда мальчик пошел в школу, его записали по фамилии дяди – РАХИМОВ. Потом в документах записали — РАХИМОВ Собир Умарович.
Акскл
17-08-15 04:29
{ http://www.primavista.ru/rus/dictionary/lang/uzbek }
Происхождение узбекского языка
Предполагается, что тюркские народы поселились вдоль бассейна рек Амударьи, Сырдарьи и Зеравшана еще в 600-700 г. н.э. и постепенно вытеснили племена, которые говорили на индоиранских языках и прежде проживали в Согдиане, Бактрии и Хорезме. Первой правящей династией этого региона была династия Караханидов, представлявшая собой одно из карлукских племен и царствовавшая в 9-12 вв. н.э.
Ученые рассматривают узбекский язык как прямого потомка или позднюю форму Чагатайского языка - тюркского среднеазиатского литературного языка, использовавшегося в эпоху правления чагатайского хана, Тимура (Тамерлана) и тимуридов и отделившегося от других среднеазиатских тюркских языков в начале 14 в. В 15 и 16 вв. на защиту староузбекского языка встал узбекский мыслитель и деятель Мир Али-Шер Навои, стараниями которого староузбекский язык стал единым и развитым литературным языком, традиции и нормы которого сохранились до конца 19 в. Основанный на карлукском варианте тюркских языков староузбекский язык содержал большое количество слов, заимствованных из персидского и арабского языков. К 19 в. он стал все реже использоваться в произведениях литературы.
Термин «узбекский», применительно к языку, в разные времена означал разные понятия. Вплоть до 1921 г. узбекский и сартский языки трактовались как два различных диалекта. Узбекским языком называли кыпчакский диалект, характеризовавшийся сингармонией (гармонией гласных звуков), который был языком потомков племен, в 16 .в поселившихся в Трансоксании вместе с Шейбани-ханом и проживавших в основном вблизи Бухары и Самарканда.
По одной из версий ученых, «узбеками» называли жителей, проживавших во владениях Султана Муххамеда Узбек Хана (1313—1341), девятого хана Золотой Орды и потомка Чингисхана, в честь которого был назван узбекский язык.
Сартским языком назывался карлукский диалект, распространенный среди древних поселенцев Ферганской долины, Кашкадарьинского региона и, частично, Самаркандской области; этот диалект отличался примесью большого количества персидских и арабских слов и отсутствием сингармонии. Сарты, проживавшие в Хиве, говорили также на огузском диалекте, который был сильно иранизирован.
После 1921 года Советский режим упразднил понятие «сарт» как унизительное и постановил, что отныне все тюркское население Туркестана должно было именоваться «узбеками», несмотря на то, что многие люди даже не имели истинного узбекского происхождения. Однако, несмотря на яростные протесты большевиков Узбекистана (к числу которых принадлежал Файзулла Ходжаев), в 1924 г. письменным литературным языком новой республики был признан не дореволюционный узбекский язык, а именно сартский язык, распространенный в Самаркандской области.
Акскл
16-08-15 19:49
Бартольд В.В. Сочинения. т. V., M., 1968. c. 594:
"После проведения национального принципа наименования народов приобрели значение, которого они раньше не имели. Раньше многие тюрки в Средней Азии, особенно жители городов, ограничивались тем, что называли себя мусульманами, говорящими по-тюркски, и жителями того или иного города; вопрос о том, к какой тюркской народности их следует причислять, был для них безразличен; были в ходу и наименования, которые по своему происхождению не имели отношения к национальности, например слово сарт. В настоящее время это слово изгнано из употребления, а слово узбек применяется в более широком значении, нежели раньше: тех, кто раньше называл себя сартами, теперь тоже называют узбеками. Созданы также искусственные названия народов (хакасы); происходящие из Кашгарии таранчи и кашгарлыки называют себя теперь уйгурами - именем, которое им совершенно не подходит, так как исторические уйгуры никогда не заходили так далеко на запад"
Нургали 65
16-08-15 16:37
Уважаемые ташкентцы, есть очень простой способ разрешить спор – это провести генетическое сравнение мужской Y хромосомы останков генерала, могила которого находится в Ташкенте, с его предпологаемыми родственниками с казахской и узбекской стороны. Все вопросы снимутся.
Ну зачем нам делать казахом чистокровного узбека ? Пусть даже он генерал, таковые у нас были и есть, и в русской царской армии, и во второй мировой войне, и в Монголии , и в Китае. У нас конечно ими гордятся, но более ценят тех, пусть даже они не стали генералами или были героями без звезд и лычек, кто принес пользу своему народу: жил среди своих, оставил умные слова и свои гены в своем народе, а не стал «удобрением» для других народов вместе с потомками. Почему переименовывают метро и район, переносят памятник только генерала? Ведь у узбекского народа были десятки других Героев Советского Союза, что-то ни одной улицы, ни одной школы или заведения названного в честь них не переименовали, не перенесли не убрали памятников, а ведь Сабир Рахимов генерал единственный на всю Среднюю Азию тех времен. Так что не спроста это, дыма без огня не бывает.
// это чисто узбекское имя//- имя Сабир имеет то ли арабское, то ли иудейское присхождение, оно есть и у казахов, татар, башкир и т. д., фамилия у него от родственников по матери.
// А у казахов борода так не растет, т.е « куса». А это волья всевышного.// - это смешно, у казахов есть и куса и не куса, причем они могут быть родными братьями, куса есть и у узбеков, и татаров, и русских, и азеров - Коса. К чему нам фольклорного героя Алдара называть дополнительно Косе если мы все Косе/редкобородый/.
Зачем называть Куралай Натуллаеву самозванной, полевой женой ? Это нехорошо, она дочь известного у нас одного из руководителей Среднеазиатского восстания 1916 года, потом красного командира. Она прошла войну, не всякий мужчина выдержит того, что перенесла она в немецком концлагере. Правильно будет называть ее второй женой, без унижений. Да и тут у генерала сыграли казахские гены по пословице: богатеющий узбек затевает стройку, богатеющий казах заводить очередную жену, хотя казахи сейчас строят не меньше. Посмотрел я два док. фильма про Куралай апа, ну не похожа она на человека который врет, насколько я знаю людей. Иногда хватает маленького разговора чтобы понять, что это за личность, а тут два фильма с человеком с трудным характером, но искренним. Она рассказала, что он из племени Суан, почему- то его предпологаемые родственники с ЮКО тоже оказались Суаны с которыми она знакома не была. Еще одно не маловажное дополнение, если не совсем честные казахи, казашки не исключение, кого то хотят сделать своим, то делают его максимально своим, из своего племени , своего жуза.
Вывод : Куралай Натуллаева честная казашка, иначе бы она врала что он из племени кипчаков из которого она сама или другого племени своего жуза. Отец генерала Рахимова казах, мать узбечка.
Можно нагло заявить что женская сторона не важна, женщина «почва», но ведь это не так, люди не растения. Сабир вырос у своих нагашы, может поэтому он обиженный на своих родственников, которые позволили его матери забрать его с собой нигде в документах не исправил свою национальность и лишь с возрастом или в самом конце жизни смог простить их и признался в этом жене.
По справедливости он ваш генерал и герой, он вырос возмужал и закалялся там, он служил и воевал на узбекской земле, на фронт отправился от имени Узбекистана. Заслуженную его звезду героя СССР, после войны не казахи выбивали у шовинистов, своему то чистокровному оторвали только «за час до заката». У нас к этому вопросу относятся осторожно и мудро , и в Узбекистане окончательно от него не отказались.
В копилку дружбы двух народов добавлю еще одну историю: мой знаменитый земляк Б.Момышулы на фронте отправлял на верхи прошения о награждении своих особо отличившихся подчиненных. С великоросами и славянами все проходило гладко, как дело касалось казахов или азиатов все застревало на пол пути или их награждали менее значимыми наградами. Дважды на двоих казахов прошения о присвоении им самой высшей награды терялись по пути. Однажды в их батальон должен был прибыть для проверки готовности генерал - правнук самого Кутузова, по этому случаю Момышулы попросил своего молодого солдата узбека по национальности, после всех проверок накрыть дастархан приложив все свои поварские способности. Генерал довольный угощением и удивленный , что в походных условиях можно приготовить такое блюдо спросил командира какие у него есть вопросы или пожелания, на что тот попросил только одно, передать его пакет в нужное место. Через три недели появились первые казахи герои СССР Малик Габдуллин и Толеген Токтаров, если не считать казахов из 28 героев панфиловцев подвиг которых оказался мифом. Узбекский повар и узбекский плов поспобствовал этому.
Пусть Аллах даст мудрости нашим правителям и ума тупым пограничникам.
Абдурашид
aleksey-ans@mail.ru
26-07-15 21:07
САБИР РАХИМОВ УЗБЕК!!!!!!!!
Дорогие казахские братья, это все здорово что вы во имя славы своего народа делаете такие дела.
Но при всем уважении к Вам, не было доказано ( и вряд ли это удастся )что генерал Сабир Умарович Рахимов по национальности казах. И то что написанные и объявленные все эти разговори и стати в пустую. Само имя генерала говорит о том что, это чисто узбекское имя.
Уважаемый Оспан ага приводит слова каких то людей, бог знает кто они. И слова обиженного от властей Узбекистана само званной жены без доказательств ,Куралая Натуллаева.
В нормальном цивилизованным мире такие вопросы решаются с неопровержимыми доказательствами. По всем архивным документам Сабир Рахимов проходит по национальности что он УЗБЕК.И в наградных листах он узбек и в при смертном документе в 1945 законная жена указана по имени Мамура Рахимова,которая похоронена в кладбище "Тешик копкок" рядом с "Тахтапулом",где похоронены вся родня ( Дед Рахимота,отец Умар ота,мать,дяди и др.) генерала.Какие еще нужны доказательства что он не узбек. А нашем властям на чихать на такие разговоры,что генерал не узбек,потому что это похоже на бабе сплетни.
Другой вопрос почему убрали и перенесли памятник генерала в центр, в парк имени Г.Гуляма,и переименованы метро и район так как он был советским генералом. Вот и вся арифметика.
В музее ТуркВО в Ташкенте стоит отдельный павильон генерала Рахимова. Можете пойти и посмотреть все документы и фотографии с детства генерала, даже есть фото генерала в 20 ые годы с бородой. (А у казахов борода так не растет,т.е. "куса". А это волья всеговышного.) А до сноса дома музея (снесли вес квартал там где был дом музей,потому это был очень старый квартал) генерала возглавляла его родная сестра.
Я прошу прошения,но "Многие грамотные люди в пагонах" насмехываются над такими выходками.
Так что генелал Сабир Умарович Рахимов был и останется УЗБЕКОМ !!!!
С уважением Абдурашид Абдуллаев город Ташкент.
Аманча
Amancha59@mail.ru
25-07-15 14:50
А такие субъекты как А. Ыскак и по сей день встречаются. Даже на этом форуме сидят такие , наверное...
Алишер
alisher-ao@mail.ru
22-07-15 00:58
Пусть простят меня мои казахские братья,но Сабир Умарович Рахимов был чистокровным узбеком.
Мой отец работал до пенсии в сфере торговли. и как он рассказывает лично знал многих родных , т.е. племянников Сабира Умаровича. Как рассказывает отец настоящие типичные ташкентские узбеки. Они часто приходили к моему отцу в магазин в Беш-Агаче. Дом Сабира Рахимова который он родился и ушел оттуда на фронт был рядом там,где построили кинотеатр именем Генерала в старом махалле (квартал) Тахтапул.И законная жена Сабира Рахимова похоронена в кладбище рядом с махаллой Тахтапул, примерно 400-500 метров от их дома . Дом музей генерала снесли еще в советские времена,так как этот квартал был очень старый и возвели на месте этой махалли новые дома.
Я еще не встретил не одного казаха (впрочем у меня много друзей казахов) который не мог признавать что он казах.
Так что просто смешно поднимать такой вопрос только из за слов какой то полевой жены. Ей это просто было выгодно.Мне лично все равно казах,туркмен или узбек. МЫ ВСЕ РАБЫ АЛЛАХА! И братья по вере.
Но это не правильно решать за кого то, то что,при жизни генерал Рахимов не когда и не кому не говорил что казах........................
Нургали 65
01-06-15 19:06
Очень правильно было бы, если генерал Рахимов будет символом дружбы между казахами и узбеками. Алып анадан туады, говорят казахи, а она у него была узбечка.
Самат
28-05-15 22:28
Сабыр Рахимов казах! Все его родственники, дяди,тети это подтверждают! Узбеки любят переписывать известных героев великой отечественной войны к себе узбекам, потому как не имеют своих героев той войны. В узбекистане они и простых каракалпаков переписывают в узбеки.
Los
2Акскл
07-02-14 14:24
Акскл, вы вместе с Фактами способны зафлудить любую тему! Для чего вы это делаете? Чтоб загубить топик? Вас обоих никто не читает, хотите, чтоб было наоборот, будьте лаконичными. Флудеры!
Акскл
19-01-14 07:57
Serge A. Zenkovsky "Pan-Turkism and Islam in Russia" Harvard University Press 1960, Cambridge, Massachusetts
(Перевод мой - А.)
с.73
...Особенно важными были последствия от последнего из этих вторжений (тюрков-кочевников - А.), совершенного в конце 15 века узбеками, которые оставались властителями оазисов между реками Сыр и Аму Дарья в течение трех с половиной веков. 4. Этот новый контингент тюркских воинов ускорил тюркизацию туземного иранского населения, и с самого начала своего господства в Средней Азии узбеки показали наиболее непреклонный религиозный фанатизм и оппозицию всем чуждым или новым идеям. Правители узбекских ханств противились любым изменениям их традиционного образа жизни и любым отклонениям от наиболее конформистского суннитского поведения. Средневековая философия и науки были запрещены и заменены жесткой схоластикой, которая стерилизовала среднеазиатскую мысль и привела к культурной летаргии этой территории...

...В дополнение к правящим узбекам, население состояло из все еще ираноязычных таджиков, ИХ ТЮРКИЗИРОВАННЫХ БРАТЬЕВ - САРТОВ (КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ТАК ЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ УЗБЕКАМИ), и остатков более старых тюркских групп, которые предшествовали узбекам в завоевании центрально-азиатских оазисов. Эта оседлая сердцевина (ядро), расположанная между реками Сыр и Аму Дарья, была окружена племенными территориями других тюркоязычных кочевников - туркменами с запада, казахами с севера, киргизами с востока - все из которых ревниво охраняли свои пастбищные земли и редкие возделанные поля от посягательств узбекских ханов. Там также существовали существенные различия в религии и культуре. Оседлое население строго соблюдало шариат - исламский писаный закон, в то время как кочевники были только номинально мусульманами и сохраняли адат - обычный закон Ислама. Внутри этих ханств также были меньшинства шиитских мусульман и евреев - первые состояли в основном из персидских рабов...

Сергей Зенковский пишет о т.н. "оазисной психологии" оседлого населения Средней Азии.
Serge Zenkovsky "Pan-Turkism and Islam in Russia" Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1960
c.225
..."Эта изолированность и разбросанность оазисов привела к тому что декхане (туземные крестьяне) оказались фрагментизированными в малосвязанные и часто самоподдерживаемые районы предотвращающие развитие любого "национального" или регионального единства. Хрупкая система земледелия поддерживаемая ирригационными каналами, которая сформировала единственную существенную основу для существования в этом регионе, и чрезвычайно уязвимое водоснабжение, лишали не только возможности активного сопротивления, но даже и желания к какой бы то ни было борьбе. Бесчисленные вторжения кочевников за время тысячилетий истории Центральной Азии приучили оседлых жителей оазисного региона к неизбежности завоевания, приводящее к их фаталистическому принятию доминирования чужеземного узурпатора. Формирование любой ясной концепции законного государства и конституционной администрации было в такой же мере исключено средневековыми режимами Центральной Азии до второй половины 19-го века или даже до 1920 г. в случае Хивы и Бухары...


Eugine Schuyler "Turkestan" Elibron Classics, v.1, 2006 (1876 edition reprint)
сс.104-105
...Жители Ташкента в основном узбеки (Uzbeks), хотя есть некоторое количество таджиков (Tadjiks), и много татар (Tartar), казахов (Kirghiz), индусов (Hindoos) и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу (Shaw). Согласно местным жителям все население этой страны разделено на два класса - оседлых и кочевых; кочевники называются казахами (Kazak)- странник, скиталец (vagabond, wanderer), как я уже ранее отмечал; а оседлое населениe попадает под название сартов. Если теория г-на Лерха (Lerch) правильна, то слово сарт означает просто житель города (г-н- Лерх в номере 1 "Russische Revue" прослеживает слова Iaxartes и Iaxartai к корню Xartai который является представителем старого иранского корня khsarta как видно из более позднего персидского shehr - город. Iaxartai т.о. означало бы житель городов, а Iaxartes - река городов, а слово сарт, искажение слова Iaxartes которое перешло от иранских кочевников к тюркским кочевникaм как обозначение для оседлых жителей нижней долины Сыр(Дарьи) которая была густо заселена и полна процветающих городов.).
Примечательно, что у старинных писателей слово "сарт" использовалось поначалу почти исключительно к населению долины Сыр-Дарьи и не было известно в Бухаре или Cамарканде, хотя оно передалось в Кашгар, Коканд и Хиву. Абул-Гази говорит о сартах как о оседлых жителях его собственно страны, Хивы, как отличных от узбеков, в то время как в стране им завоеванной, как Бухара, он использует слово "таджик". В настоящее время название "сарт" также известно и в Бухаре. Как используемое кочевыми племенaми это слово "сарт" является почти что бранным и синонимом трусливого и женоподобного (cowardly and effeminate) человека.
Что касается расы, население Туркестана может быть примерно поделено между расами иранского или персидского корня, и таковой тюркского происхождения. К первой принадлежат таджики которые были изначальными жителями не только страны между Сыр и Аму (Дарьей) - древнего Маверранахра, но также и правого берега Сыр-Дарьи, Коканда и Кашгара. Это был Фирдоуси в Шах-намэ кто первым сделал Аму-Дарью границей между Ираном и Тураном, но профессор Григорьев ясно показал что эти два термина использовались в чисто географическом, а не в этнологическом смысле, и что спор между Ираном и Тураном не был спором между двумя расами, а соперничеством между двумя племенами одного и того же происхождения (см. "Труды Вост.Отделения Импер.Русс. Археолог. Общества" т.16, с. 286 - "Скифский народ Сака").

Акскл
19-01-14 07:53
АРМИНИЙ ВАМБЕРИ - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СРЕДНЕЙ АЗИИ
II. ХИВА
НАСЕЛЕНИЕ ХАНСТВА
1. Узбеки
Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Noks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschun), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegos), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bojurlu), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), [255] 28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).
Это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду.
Хочу только заметить, что в Хиве представлено большинство племен, и хивинец по праву гордится своей древнеузбекской национальностью, противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Кашгару. Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный элемент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее остальных своих соплеменников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после настоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.
То обстоятельство, что в Хиве в меньшей мере представлено исламское образование, которым славится Бухара, в значительной степени способствовало сохранению хивинскими узбеками многого как из их языческих обычаев, так и из персидских религиозных обрядов. Любовь к музыке и народной тюркской поэзии, к которым среднеазиатский кочевник питает страсть более пылкую, чем представитель любой образованной нации, здесь сильнее, чем в Коканде, Бухаре и Кашгаре. Хивинские исполнители на дутаре (двухструнной гитаре) и кобузе (лютне) славятся по всему Туркестану. Величайший узбекский поэт Навои известен всем и каждому, но не проходит ни одного десятилетия, чтобы не появился лирик второй или третьей величины. В Хиве я познакомился с двумя братьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них я собираюсь позже издать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркское наречие большой исторический труд Мирхонда, чтобы сделать его более доступным для своего сына, владевшего, впрочем, и персидским языком. Эта работа продолжалась 20 лет, однако он стеснялся кому-нибудь в этом признаться, потому что занятие другими науками, кроме религиозных, считается легкомысленным 179.
Несмотря на многовековой возраст города, хивинские обычаи носят печать прежней героической жизни. Очень часто бывают демонстративные сражения, битвы, а особенно конские скачки с великолепными призами. Каждая значительная свадьба не обходится без скачек на 9, 19, 29, т.е. победитель получает по 9, [256] 19 или 29 штук из всякого вида имущества, например 9 овец, 19 коз и т.д., что зачастую составляет порядочную сумму. О скачках невесты со своим будущим мужем, так называемом кёкбёрю, мы уже говорили. От прежних жителей страны, огнепоклонников, в Хиве сохранились праздники и игры, которые, вероятно. существовали и в других частях Средней Азии до введения ислама, но теперь совершенно забыты. .....
5. Сарты
Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, - древнее персидское население Хорезма, число их здесь относительно невелико. Постепенно они смешали свой родной персидский язык [257] с тюркским. Сартов, как и таджиков, можно узнать по их лукавству и изяществу; узбеки их не очень любят. Характерно, что, хотя уже пять столетий они живут вместе, смешанные браки между узбеками и сартами были очень редки.
6. Персы
Это либо рабы, которых здесь около 40 тыс., либо освободившиеся из неволи; кроме того, они образуют небольшую колонию в Ак-Дербенде и Джамли. Впрочем, в материальном отношении рабу живется в Хиве неплохо, так как он превосходит скромного узбека в хитрости и скоро богатеет. Многие предпочитают, выкупившись на волю, поселиться там же и не возвращаются на родину. Раба в Хиве называют ”догма”, а его детей - ”ханезад”, т.е. ”рожденный в доме”. Позор перенесенного рабства стирается лишь в третьем поколении.

Акскл
05-01-14 19:03
Elizabeth E. Bacon "Central Asians Under Russian Rule - A Study in Culture Change" Cornell University Press, Ithaca and London, 1966, 1980.

Перевод мой - А.

сс.17-19
Узбеки. Тюрки, которые селились в оазисах, принимали оазисную культуру таджиков, но сохраняли свою тюркскую речь, и передавали ее многим ирано-язычным жителям. К концу 13 века, например, Хорезм стал тюркоговорящим городом. В начале 16 века эти оазисные города были завоеваны тюрко-"монгольскими" династиями ведущими свое происхождение от предка по имени Узбек. С этого времени имя Узбек применялось к этим династиям и к некоторым из их племенных последователей, но не к тюркским жителям городов и деревень которые приняли таджикский образ жизни. Те стали известными как "сарты" - слово индийского происхождения означающее "торговец" - которое ранние тюрки применяли к оазисному ираноязычному народу как альтернативу (названию) таджик. При узбекских династиях (название) "сарт" относилось к образу жизни и применялось кочевниками по отношению к жителям оазисов вообще - независимо от того была ли их речь персидской или тюркской. Русские царского режима следовали этой же практике различая сартов, с характеристиками оазисной культуры - большинство из которых было тюрко-говорящими, и узбеков, которые сохраняли некоторые остатки племенной культуры. Советский режим, с другой стороны, считал (название) "сарт" уничижительным и исключил его из русского языка. В советском использовании название узбек было расширено чтобы включить все группы разговаривающие на родственных тюркских диалектах: тех, которые раньше были известны как сарты, оседлые народы которые сохранили некоторую память о племенном происхождении, и племена, которые продолжали вести частично пасторальную жизнь на границах оазиса. Среди этих последних были такие отдельные племенные группы как кипчаки, которые насчитывали 33 502 (человек) в 1926 году, курама (50 218 человек), и турки (29 500) 7.
Название узбек т.о. включает довольно неоднородное население варьируюшееся в культуре от полностью оседлых торговцев и ремесленников до полукочевых сообществ, имеющих сильную племенную ориентацию. В физическом облике существует такое же разнообразие. Многие узбеки являются кавказоидами памирского типа, которые абсолютно ничем не отличаются от своих таджикских соседей, но среди некоторых - даже среди тех кто был известен как сарт, видны намеки на монголоидных предков. Монголоидные черты более заметны среди тех, кто принадлежит к племенной памяти или культуре, но в целом узбеки менее монголоидны, чем казахи и киргизы. Узбеки наиболее многочисленны среди коренных жителей Центральной Азии, они составляют большинство населения оазисов, которые поддерживают плотное население. В 1959 году узбеки в Советском Союзе составляли 6 015 000 из которых 5 038 000 проживали в Узбекской ССР. Из оставшихся 454 000 проживало в Таджикистане - число которых отражает продолжающийся сдвиг среди оазисных жителей от таджикской персидской речи к узбекской тюркской. Анализ оазисной культуры сделанный в этом исследовании основан существенно на традиционной сартской культуре. Там где отклонения в направлении консервативной таджикской или племенной узбекской культуре упоминаются, это будет специально оговорено...


Галым
06-12-13 18:23
Посмотрите на его фото - вылитый узбек. А почему надо верить его полевой жене? Видел ее фото - в форме полковника, куча наград, она точно полковник, все награды ее? есть приказ о присвоении ей звания полковник?
Akskl
31-08-13 10:11
Аня
да
28-10-12 18:20
Я Туралина Айбалкын Капешовна,работая в2003-2006годах акимате Ащибулакского с/о гл.спец. по дело производству познокомились с участником ВОВ Куралай апай.В округе ее постаянно приглашали на все меропрятия проводимое в округе,также она сама была очень активной, веселой, шебутной женшиной,часто звала меня к себе, угощала узбекскими блюдами,шашлыком и не прочь была 100грамм. Рассказвала о своих боевых буднях, о том,как была медсестрой на войне, как ее ранило иона попала в плен к фашистам,показвала свои ранения,у нее полностью была раздроблена рука,челюсть,которуюсобирали по частям, как издевались над ними фашисты, как они мермерзли в лагерях(не помню название лагерия),также расказвала как по воле судбы она вырвались из плена, часто случайно в тот день она поменялось своей фуфайкой содной из пленниц,и по номеруна фуфайке Куралай апай должны были в тотдень растерлять,но вместе нее расстерляли другого.Показвала свой награды, украшение и говарила о том,как они ейдорого достались.Но очень редко и мало говарила о своих детях и за два года я не разу не видела, чтобы к ней приезжали дети.Также она расказала нам о том,что передки С Рахимова проживали в Казахстане где-то в Алматинской области, родителиего были богатыми скотовладельцами,во время раскулачивания они за одну ночь убежали в Узбекистан и жили где-то на границе с Казахстаном,но и там их настигло раскулачивание и стало известно,что они являются кулаками и перед арестом дед С Рахимова, чтобы сохранить жизнь передает внука Сабыра бедному узбеку,и просит чтобы узбек дал своию фамилию, таким образом он становится Рахимовым.В 2006 году 9-го ноябряв акимат округа позвонили и сказали,что к Куралай апай приехали чужие люди и также попросили привести милицию, акимат округа А Исаев попросил меня, чтобы я поехала вместе с милиционерами,когда мы прибыли туда там уже были работники телевидние,которые приехали по просьбе ее детий и был один молодой мужчина,которого онине пропускали в дом.Когда мы вошли в комнату к Куралай апай,я заметила, что за эти дни она силно осунулась и у нее пропал голос.затемк неи продвинулся Ерлик (так звали молодого человека)он взял ее за руки силно прижал к себе затем достал из своего портфеля чей то старый портрет, она взяла его вруки,поцеловала и прижала к груди и на вопрос Ерлика узнает ли она кто на фото,кивнула головой, затем Ерликпокозал ей другие фото, она всех прижмала к груди и на вопрос Ерлику утвердительно качала головой, потом она взяла Ерлика за руку прижала к груди и поцеловала и мне этот момент показалось или так ибыло у нее покатились из глаз слезы. Она что-то долго говарила шепотом Ерлику, но из того что она очень тихо говарила ее было совмем не слышно но по выражению ее лица было видно, что она рады появлению Ерлика.также из-за того, что ее дети без конца зоходили в комнату и старалисьвсячески помешать нашему общению. Она попросила сфотографировать ее с Ерликом и их я сфотографировала.Она попросила детей, чтобы они достали из чемодана фотографии ипоказала нам, но дети нам не дали, ссылаясь на то, чтоони пежат далеко и невозможно их достать, а затем вообще попросили нас, чтобы мы ушли, ссылаясь на то что она устала. Куралай апа шепотом сказала, чтобы я не теряла связь с Ерликом, что она поняла, что он много знает и то что он сказал все правда.Изатем нам пришлось уйти.Я точно знаю Ерлик родствник С Рахимова.
Марат
marchelo_60
27-06-12 13:22
Я полностью согласен с Бердалы Оспаном. что именно Асильхан Оспанулы приложил сердце и руку к факту признания Героя Великой Отечественной войны этническим казахом.Мне было 12 лет и видел воочию и слышал Асильхан-ага, когда он приезжал в Ташкент, ездил к вышеуказанным в статье родственникам Сабира Рахимова, т.е провел большой поисковый труд и, главное не побоялся доказывать адм.органам, что С.Рахимов казах.Жаль, что нет в живых моей матери в (Натуллаевой Куралай Алибиевны), к сожалению она ушла в 2006 году, но она показала "кузькину мать" таким радеятелем как Ыскак А.
Асия
16-09-11 21:18
Очеь интересно. Спасибо что подеились с нами историей.



Ваш ответ
Ваше имя:
Обратите внимание, что этом форуме можно писать только по-русски. Для общения на казахском приглашаем в казахские форумы.
Также запрещены тексты, набранные ЗАГЛАВНЫМИ и latinicey.
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 




© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Страница в Фейсбуке Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube