Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Форумы
На русском языке
Қазақша сөйлесу
Последние темы всех форумов:

Суррогат ана керек ...
18-22 жасар кыздармен танысу...
Необходимо связаться или найти человека по номеру автомобиля ...
Кто верит гадалкам?...
Қазақша отау құру сайты? ...
Отыздан асып орнын таба алмай жүрген жастардың танысу бұрышы...
Танысу бұрышы ...
КАРЕКЕлер подключайтесь! ...
Помогу оформить кредит...
Инвестиции! ...









Бизнес Номады

Общение

Реклама: Недвижимость в Греции от казахского грека — GREEKLAND.RU
Общение: Список форумов
Форум: Казахи
тема: Cовременный менталитет казахов


автор темы сообщение
BAUYR$AK
02-08-05 04:03
Культура кочевников и современный менталитет казахов

Зира Наурзбаева


Политики, обществоведы и журналисты, обосновывая те или иные свои идеи и планы, любят ссылаться на национальный характер, традиции и т.д. Но при этом обычно сознательно или бессознательно совершается ряд ошибок. Начнем с того, что национальный характер, тем более в периоды, подобные нашему, дело нестабильное. Еще 10 лет назад торговля для казахов была делом зазорным, сейчас это - престижно. Пятьдесят лет назад наши предки приняли с характерным для них гостеприимством и жертвенностью представителей незнакомых им народов, голодали сами, но делились последним с беженцами, с репрессированными ( которым НКВД заранее создавало имидж предателей и кровопийц). Сейчас мы не можем не только на государственном, но и на бытовом уровне принять нормально наших братьев – репатриантов, не только не помогаем им, но и зачастую обижаем. Так что говорить о каких-либо чертах национального характера, унаследованных со времен Золотой и Казахской Орды, можно лишь с сугубой осторожностью и оговорками. Затем, очень часто пишущие на подобные темы люди откровенно ошибаются, либо в корыстных целях, либо потому, что руководствуются стереотипами российской и советской имперской идеологии о казахах.


Кочевая демократия и аполитичность современных казахов

Еще один из таких стереотипов, особенно усиленно эксплуатируемый – отсутствие в прошлой культуре казахов демократии, отсутствие у рядового члена традиционного общества собственного мнения по общественным проблемам, извечная «казахская покорность». Из всего набора подобных стереотипов обычно делается вывод о неготовности нации к демократии, о «необходимости особого пути» к демократии для нашего народа. Ссылаясь на безразличие современных казахов к политике, отсутствие в казахстанском обществе массовых волнений в связи с социальными кризисами новейшей истории, журналисты часто эксплуатируют миф о «маленьком человеке», который ничего дальше своего носа не видит, ничем за пределами собственного хозяйства и аула не интересуется. К сожалению, у меня на руках сейчас нет статьи покойного М.Барманкулова, в которой он приводит отзывы европейских и русских путешественников 19 века, восхищающихся кругозором, развитостью, умением обычного казаха на равных (без забитости, но и без наглости) держаться в любом обществе, в т.ч. в обществе незнакомых ему людей, иностранцев. Это выгодно отличало обычного казаха от русского, французского или английского крестьянина. Отличие кочевой культуры от оседлой в том, что в ней не было катастрофического разрыва между городской и сельской культурой, не было того, что принято называть «идиотизмом деревенской жизни». Кочевник постоянно (хотя бы в цикле годовой кочевки) передвигался на сотни и тысячи километров, что уже само по себе расширяет кругозор, общался с представителями других родов и племен. У каждого казаха было «3 народа» – собственный род, род матери и род жены. Интересы всех их должен был иметь в виду и обеспечивать каждый кочевник. Рассказывающего о событиях общенационального масштаба эпического сказителя или музыканта, которого принимали в гостях влиятельные люди, слушали и рядовые сородичи. Каждый кочевник не просто знал имена своих предков до 7 колена, но и историю их жизни, следовательно, историю народа. Короче говоря, каждый кочевник был «азаматом» – «гражданином», несшим обязанности перед народом и имевшим права.
Что касается политики и участия в выборах, то, конечно, в те времена Загипа Балиева с избирательной урной не разъезжала по джайляу. Но, как известно, казахский хан был выборной и избирался из нескольких претендентов – чингизидов в соответствии с их заслугами. Разумеется, решающий голос при этом имели влиятельные люди. Но каждый казахский воин-азамат не только имел право участвовать в выборах, но и был обязан делать это. В заранее назначенное место собирался весь народ – женщины и дети приодетые, мужчины – при полном вооружении. Когда выборщики представляли народу кандидатуру хана, каждый имел право без ограничений высказать все, что знает о нем плохого. Криками народ поддерживал или отвергал речи ораторов. Кроме того, у казахов был ряд обычаев, ограничивающих власть хана. Во-первых, после избрания хана народ разбирал все его имущество. С одной стороны, считалось, что таким образом каждый причащается к благодати, олицетворяемой новым ханом. С другой стороны, это напоминало хану, что у него нет теперь ничего своего, личных интересов, а лишь интересы всего народа. Затем скот возвращался хану в десятикратном размере, но это был уже дар народа казне. Этот скот был не личным имуществом хана, а государственным, используемым для осуществления государственных целей. Кроме этого обычая «Хан саркыты» были обычаи «Хан талау» – конфискация народом имущества правителей второго уровня, проявивших себя не просто глупыми и бездарными, но трусливыми и подлыми. Для верховного правителя применялся ритуал «Ханды талак ету» – «Отказ от хана», когда весь народ по согласию отселялся от неугодного хана. После совершения таких обрядов хан становился изгоем, изгнанником (см. книгу «Азбука казахской истории» М.Магауина). Можно говорить, что народ шел за влиятельными людьми, но демократия всегда предполагает влияние на массы разными способами. Право голоса же всегда сохранялось за каждым человеком, и казахи использовали его.
Более того, многие проблемы казахского традиционного общества возникали не из-за недостатка демократии, а из-за ее избытка, невозможности централизованной власти действовать без оглядки на верхушку родов и племен. Казахские ханы не обладали достаточными материальными и административными ресурсами для самостоятельного осуществления стратегических целей, таких как создание регулярной армии, оседлых поселений для производства огнестрельного оружия в промышленных масштабах и т.д. Особенно остро это ощущалось во время войны с калмыками.
Если говорить о современной «покорности» казахов, то за ней стоит сложный комплекс причин. Здесь и негативный опыт нации, лучшие проявления которой подавлялись в течение последних двух веков с особой жестокостью. Здесь и отсутствие возможности для масс проявить себя в политической жизни в позитивном для нашей страны смысле. Активно участвовать в выборах, например, на стороне поддерживаемых властью кандидатов бессмысленно, тем более что народ слишком ясно ощущает, что власти он не нужен. Голосовать за кандидатов от оппозиции, которая зачастую финансируется иностранными фондами, - это значит раскачивать национальный суверенитет. Большинство казахского народа понимает это и поэтому ведет себя пассивно в надежде, что со временем все-таки национальная государственность станет таковой на деле.
Короче говоря, учитывая сложный путь, пройденный нацией за последние века, огромное качественное различие между традиционной культурой казахов и современным казахстанским обществом, достаточно проблемно говорить о каких-то напрямую проявляющихся в современной жизни неизменных чертах национального характера. Скорее всего, более правильно было бы пытаться анализировать то, как изменяются, превращаются, проявляясь в реальности, те или иные глубинные характеристики нации, те или иные архетипы ее коллективного бессознательного (К.Г.Юнг), как зачастую уродливо проявляются в нашей жизни традиционные представления, утратившие свой контекст.


Традиционные взаимоотношения «учитель-ученик» и казахстанская наука

В качестве характерного примера хочется проанализировать ситуацию в нашей науке: зачастую руководители науки воспринимают науку не саму по себе, как поиск знания, а как административный ресурс. Молодые ученые, имевшие возможность сравнить атмосферу наших казахстанских и российских научных учреждений, отмечают следующие отличия: демократичный стиль общения российских ученых с младшим поколением – студентами и аспирантами, когда научный руководитель старается помочь своим ученикам не только в научном плане, но и в материальном, элементарно подкормить, пригласить к себе на обед. Большинству наших ученых, особенно в чисто «казахских» гуманитарных отраслях свойственен авторитарный стиль, аспирант рассматривается как подчиненный, которым можно манипулировать, эксплуатировать не только в научном плане, но и в чисто бытовом. Как выразилась одна аспирантка: «Я никак не могу объяснить своему шефу, что я научный сотрудник, а не невестка-келин». Российские ученые, даже если являются научными врагами, никогда не переносят это отношение на учеников противника, не считают возможным препятствовать их защите и пр. Т.е. конфликт остается делом двух человек. У нас же зачастую деятели науки, недолюбливающие друг друга, не осмеливаются проявлять свои отношения открыто, но зато они всячески создают помехи для аспирантов и соискателей противника.
Помимо общей для нашей страны ситуации неразвитости гражданского общества, так что влияние любого человека определяется доступом к административному ресурсу, и любая сфера жизни – наука, искусство, литература и пр. – рассматриваются не как самоцель, самостоятельная ценность, а как возможность получить доступ к этому самому административному ресурсу, «пойти во власть», такое отношение к науке и научной молодежи связано с искаженными отношениями «учитель-ученик» в традиционном обществе. Традиционно, ученик годами жил в доме учителя и выполнял работу по дому еще до того, как приступить к обучению специальности. Дело в том, что ученик не просто обучался профессии, он впитывал духовную атмосферу дома учителя, он должен был стать как бы слепком, копией духовной личности Учителя. Сейчас же говорить о духовной продвинутости научного руководителя не приходится. Научная этика западного образца не усвоена, а восточная традиционная мудрость утрачена. Осталась лишь пустая оболочка, неизжитое стереотипное представление об особых взаимоотношениях учителя и ученика, так что наши студенты и аспиранты либо платят деньгами, либо строят дачи и помогают по хозяйству, в лучшем случае, пишут разнообразные бумажки, планы и отчеты, выполняют педагогическую нагрузку шефа.


Рыцарский этос и современный менталитет

В статье «Трайбализм, национальная идеология и будущее нации» обосновывалась кшатрийская (воинская) природа кочевой цивилизации Центральной Азии, связанные с этим архетипы кочевой культуры. Кстати, упомянутая выше кочевая демократия типична именно для кшатрийской касты, где царь или вождь – лишь «первый среди равных». Для воинской культуры кочевников Центральной Азии характерен рыцарский этос (нормы и ценности морали, личностные образцы поведения, исторический тип нравственности). Точнее, следовало бы говорить о генетической связи рыцарского этоса с традиционной кочевой культурой. Современные исследователи отмечают происхождение рыцарской культуры Европы из культуры конно-кочевой цивилизации Евразии (Ф.Кардини) и европейской аристократии от тюрков-кочевников (А.Дугин). Здесь же мы хотим показать, что рыцарский этос (или кочевой менталитет) проявляется в поведении современных казахов, зачастую в извращенной уродливой форме.
Одна из основных особенностей рыцарского этоса, в отличие от буржуазного, например, это индивидуализм, соперничество индивидов ради славы, почестей. Как показывает исследовательница рыцарского этоса М.Оссовская: «Социальные контакты в рыцарском мире обязательно требуют установления того, что по отношению к миру пернатых называется «порядком клевания» (который у птиц показывает, кто кого клюет, а кто позволяет себя клевать). Чувствительность к почестям и к тому, чтобы их степень соответствовала заслугам, здесь огромна». «Вся «Илиада», как известно, песнь за песнью повествует о том, как отличился тот или иной герой. Встреча двух рыцарей непременно сопровождается выяснением, кто из них лучше».
Отцы заповедуют детям стараться во всем быть первыми, искать славы. Ученик Аристотеля Феофраст отмечал: «Благородное происхождение отличается тем, что благороднорожденный в своих поступках более других стремится к славе». «Весь социальный порядок гомеровского дворянства основан на оказании друг другу чести».
Стремление к отличию, славе, почестям составляют и пружину традиционного кочевого общества. Казахский эпос описывает специальный ритуал для выяснения, кто из двух повстречавшихся батыров лучше (условно мы назвали его «ритуалом первого выстрела»). Кочевая демократия обратной стороной имела представление об иерархии, охватывающей все стороны жизни, выражавшейся в понятиях «старший», «жолы улкен» - «имеющий большую дорогу (большее право)». «Большая дорога» включала множество аспектов – возраст, положение в системе жуз-племя-род, заслуги, слава, авторитет, семейный статус, талант, материальное положение и т.д. (инициационный аспект этой иерархии рассматривается в отдельной работе). В традиционном обществе состязания конкурентов – батыров, акынов, кюйши и т.д. – становились основой для формирования духовной иерархии. В музыкальном состязании или состязании ораторов один из соперников раньше судей и зрителей замечал превосходство соперника и останавливал борьбу («созге токтаган»). По замечанию И.Абишевой, сама эта способность «созге токтау» - «подчиниться слову, остановиться, подчиняясь слову» - отмечает духовный уровень человека. В поединке батыров младший батыр должен был предоставить старшему беспрепятственную возможность выстрелить первым (отсюда ритуал европейской дуэли, где соперники тоже стреляют поочередно). Старший батыр делал вывод о духовной состоятельности младшего противника по отношению к этому правилу и решал для себя, как использовать свое преимущество, возможность, предоставленную ему младшим из уважения. (О той извращенной форме, которую приняла в современном обществе стремление к славе и почестям, более подробно смотрите в статье «Национальный информационный проект» на данном сайте.)
В рыцарской (воинской) культуре огромное значение имеет происхождение. Генеалогия занимает немало места, как в «Илиаде», так и в рыцарских романах средневековья. Герои Гомера, также как и помещики в Польше, еще в первой половине ХХ века прекрасно знали не только собственную генеалогию, но и происхождение и «биографию людей своего круга, представляли собой группу с сильно развитым общественным мнением. Благородное происхождение было необходимым условием благородства» (М.Оссовская). Роль родословий – шежире и их хранителей – шежиреши, которые знали наизусть не только генеалогии, но и биографии, характер, деяния членов своего рода, в традиционной культуре казахов общеизвестно. В устной литературе кочевников особое внимание уделяется «тектилик» – благородству, происхождению человека, наличию у него «тек» – «корней», «происхождения». Настоящий казах обязательно «атадан туган» – «рожденный от ата» – предка, занимающего свое место в родословии – шежире. Конечно, учитывается и упоминается возможность рождения «плохого от хорошего» и «хорошего от плохого», но это все же исключение, чем правило.
В рыцарском этосе обязанность хозяина – щедро одарять гостя. Так что, казахское гостеприимство кроме особенностей образа жизни и природно-климатических условий, религиозных воззрений (гость послан Тенгри, «несибе» – доля благ случайного гостя-путника находится в твоем доме) имеет причиной еще и особенности рыцарского этоса.
Для рыцарского сословия приличествуют лишь четыре занятия – управление, религиозные функции, война и спорт, а также в какой-то мере ведение собственного хозяйства. В «Одиссее» царь феакийцев Алкиной так описывает жизнь своего двора: «Любим обеды роскошные, пение, музыку, пляски, свежесть одежд, сладострастные бани и мягкое ложе». Т.Веблен назвал рыцарское сословие «праздным классом» и показал, что в мирное время это сословие характеризуется «демонстративной праздностью». Если же хозяин все-таки чем-то занят, на прислугу ложится обязанность демонстрировать несуществующую на самом деле праздность – «подставную праздность». Историк Н.Масанов в своей книге «Кочевая цивилизация казахов» тщательно описывает трудозатраты скотовода, чтобы, например, напоить стадо овец и верблюдов, доставая вручную воду из колодца глубиной в несколько десятков метров. Но он же любит, как и другие, бичевать праздность и лень казахов, их неискоренимую любовь к многочасовым застольным беседам. Сдается, излюбленный казахский ответ на вопросы «Что делаешь? Куда идешь?» «Жай, эншейин» – «Да так, пустяки» коренится в этой самой демонстративной праздности, с той только разницей, что в европейском обществе такую праздность демонстрировали немногие избранные, а у нас это выглядело и, к сожалению, выглядит как национальная черта.
Демонстративная праздность рыцарского сословия находит логическое продолжение в утверждении дилетантизма в смысле недопустимости платных занятий. Благородный человек, делая что-либо за оплату, отчасти уподобляется рабу. Платные занятия лишают людей досуга и возможности посвятить себя общественным функциям управления и самосовершенствованию, принижают его. Отсюда происходит подозрительное отношение к профессионализму: благородный человек должен быть всесторонне развит, но при этом ни в чем не достигать совершенства, так чтобы его не приняли за профессионала, за человека, который живет благодаря продаже своего умения, а не благодаря доставшемуся от предков наследству. Такую точку зрения особенно четко формулирует Аристотель в «Никомаховой этике» и в «Политике». И эта точка зрения просуществовала в Европе вплоть до середины ХХ века, когда в Англии, например, велись дискуссии о различии между джентльменом-дилетантом и профессионалом-экспертом, о культе дилетантизма, иногда переходящем в культ некомпетентности.
Европейский культ дилетантизма у высших классов имеет, по-видимому, два основных источника. Во-первых, это деление на касты и сословия. Демонстративный отказ от ремесленничества, от профессиональных платных занятий должен был подчеркнуть отличие двух высших каст – жрецов и воинов – от материальных производителей. Во-вторых, то, что условно мы бы назвали суфийским представлением о человеке и его развитии: способность человека реализоваться в самых разных сферах искусства и деятельности определяется в первую очередь уровнем его духовного развития, а не интенсивным упражнением в какой-то одной сфере, превращающей человека в эффективное орудие («Специалист подобен флюсу», - говорил Козьма Прутков). Эти сферы – лишь способы проявления наличного духовного потенциала, который свободно может перетекать из одной сферы в другую. Т.е. культ дилетантизма на самом деле был идеалом развития человека, его духовного потенциала, противопоставленный культу материализованного результата. У казахов этот суфийский идеал отразился в пословицах «Джигиту мало и 40 искусств-умений», «Восемь граней и одна сущность», «Учись искусству, учись и отвергай его».
Казахская традиционная культура реализовала этот идеал, так что лучшие ее представители в других условиях были бы названы «титанами Возрождения (не в смысле богоборческих настроений, а в плане всесторонности и масштаба личности). Таков, например, Таттимбет – великий кюйши (композитор и исполнитель) Х1Х века, судья, дипломат, фехтовальщик, организатор ярмарок и золотопромышленник. Но со временем у нас, как и на Западе, утрачивается основа многогранности – духовное развитие, так что культ дилетантизма вырождается, становится чреват некомпетентностью, непрофессионализмом. Современное казахское общество страдает от избытка таких малокомпетентных, но «своих (хороших) людей», чья «свойскость» никак не может быть заменой традиционного духовного потенциала.
Еще одна постоянная характеристика рыцарского этоса, которая, по всей видимости, была унаследована рыцарями от кочевников, это отношение к путешествиям. С одной стороны, благородное сословие должно иметь земельную собственность, так чтобы быть материально независимым. Скорее всего, это чисто европейское понятие, ведь еще один из законодателей и первых царей древнего Рима Нума Помпилий считал необходимым закрепить за каждым римским гражданином земельный участок, чтобы сделать его миролюбивым и законопослушным. С другой стороны, у древних германцев не было земельной собственности. Германцы должны были каждый год менять обрабатываемый участок земли, чтобы не привязаться к одному месту, не утратить мужества, не потерять интереса к войне.
Средневековый рыцарь должен странствовать, чтобы не изнежиться от бездействия и чтобы искать повод к битве. В рыцарских романах если войны нет, рыцарь отправляется в путь и вызывает в бой первого встречного рыцаря, чтобы установить «порядок клевания», который определяется количеством и качеством побежденных рыцарей.. Рыцарь не может спокойно слушать о чужих успехах, он обязательно должен встретиться в поединке с восхваляемым героем. Уже на закате казахской традиционной культуры мы все еще встречаем образ музыканта или певца, отправляющегося за тысячи километров, чтобы сразиться в айтысе (тартысе) с человеком, чья слава дошла до него (казахские сал-сери, как показывает Е.Турсунов, это представители воинских братств – тайных мужских союзов).
В исследованиях рыцарского этоса сильно проявляется тенденция показывать основополагающую категорию данного этоса, «честь», как результат социального неравенства, выделенности особой группы людей, ставящих себя выше общей массы и выше закона. Такое понимание сближает рыцарское сословие с разного рода преступными группировками, действующими вне закона, с бандами и группами подростков, контролирующих уличные территории. Рыцарское сословие и преступные группировки объединяет то, что для их представителей важно лишь мнение других представителей этой группы, презрение к закону, склонность поддерживать справедливость, не выходя за рамки своей группы. Исследователь закрытых обществ Средиземноморского бассейна Дж.Перстиани писал: «Честь и стыд постоянно занимают внимание людей в небольших замкнутых группах, где личные отношение в противоположность анонимным, играют значительную роль и где личность совершающего поступок столь же важна, как и его положение».
Многие преступные группировки даже генетически восходят к традиционным воинским братствам. По мнению Р.Багдасарова, средневековые разбойники на Руси являлись остатками разгромленных воинских братств, владевших магией. Нечто подобное можно видеть и в средневековой Японии. Сицилийская мафия в 19 веке называлась «обществом людей чести» и представляла форму сопротивления традиционного и материально бедного воинственного коллектива (рода) вторжению иностранной буржуазной среды. Нельзя не провести параллель с появлением многочисленных рэкетирских группировок в нашей стране в 90-х г.г. 20 века, с той разницей, что рэкет изначально контролировался силовыми структурами.
Несмотря на то, что в современной ситуации проявляющийся в превращенных формах рыцарский этос (традиционный менталитет) представляется по большей части лишь барьером на пути к цивилизованному существованию, нельзя не забывать, что именно с ним связана перспектива нации осуществиться, реализовать свое внутреннее призвание. Б.Рассел так выразил свое отношение к наследию рыцарской этики: «Вера в принцип личной чести, хотя последствия ее нередко бывали абсурдны, а временами – трагичны, имеет за собой серьезные заслуги, и ее упадок отнюдь не является чистым приобретением…Если освободить понятие чести от аристократической спеси и склонности к насилию, то в нем остается нечто такое, что помогает человеку сохранить порядочность и распространить принцип взаимного доверия в общественных отношениях. Я не хотел бы, чтобы это наследие рыцарского века было совершенно утрачено».
По мере того, как развивается мобильность нации и урбанизация, общественное мнение утрачивает свою силу, человек ускользает от его контроля. У человека появляется возможность выбрать свой путь, вне зависимости от влияния конкретной среды. Вместе с тем основа рыцарского этоса – понятия чести и благородства - очищается от наслоений, возвращаясь к своему изначальному, истинному смыслу врожденной преданности человека сотворившему его Высшему началу, преданности высшему, лучшему своему «Я». Благородный человек утверждает свое достоинство, которое никому, кроме него самого, не нужно. Утверждает вопреки любым обстоятельствам, гнету причин. Таким образом, в отличие от всех остальных людей, он существует вне причинно-следственных связей этого мира, т.е. он по-настоящему свободен. «Он повинуется незримому требованию, запечатленному в неписаном кодексе чести…. Благородство – свет идеального мира, лежащего где-то вне обычного течения времен и расхожих обстоятельств» (С.Пролеев).
Наши предки-кочевники проиграли в борьбе за мировое господство, потому что руководствовались высокими понятиями, войну и политику рассматривали не как орудия в борьбе, где «все средства хороши», а как красивый ритуал, игру взаимоуважающих противников. Сейчас же мир стал еще более жестоким и изощренным по отношению к тем, кто не хочет подчиняться современным «правилам игры». Уместно ли в такой ситуации говорить о высоких материях? Трудно сказать. Современные мыслители пытаются выработать диалектичную формулу человека и нации. З.Гок Алып выдвинул в свое время тезис: «Тюркская культура плюс современная цивилизация». Кто-то из мудрецов сказал, что современный человек не может позволить себе выбирать быть отшельником или мирским человеком, он должен быть одновременно и тем, и другим – духовным внутри и бизнесменом снаружи. Примерно в этом ключе, видимо, должна решаться и проблема рудиментов рыцарского этоса в казахской культуре.


Кочевой дух и казахская переимчивость

Одна из часто обсуждающихся проблем - любовь казахов к заимствованиям чужеродного, чреватая окончательным размыванием национального менталитета, утратой национального «Я». С древности перед завоевателями Китая стояла угроза поддаться очарованию китайской культуры, ассимилироваться в ней. В 19 веке, например, русские колониальные чиновники и миссионеры отмечали интерес казахов к русскому образу жизни, их способность и готовность перенимать этот образ. То же самое можно сказать о казахах, соседствующих с узбеками и пр. Сейчас казахские студенты увлеченно празднуют Хэллоуин и День Св. Валентина.
Сейчас многое в этой переимчивости идет от явного или скрытого комплекса национальной неполноценности. Еще одна причина – полное разрушение кочевого уклада жизни в 20 веке. Т.е. если, например, узбеки традиционно жили махаллей – соседской общиной, то и сейчас они в массе продолжают жить подобным образом. Махалля оказывает решающее влияние на образ жизни и стиль поведения. Абсолютное большинство казахов живут сейчас вне кочевого уклада, в городе разрушена и родовая община. Ясно, что при таком коренном изменении уклада, к тому же в колониальных условиях, нация должна искать новые формы жизни, в массе заимствуя их у других народов.
Но есть еще один, глубинный источник склонности казахов к переимчивости. В традиционализме есть представление о том, что кочевье – это по преимуществу динамика, дух, а оседлость – статика, культурные формы. Огненный дух создает лаконичные способы своего выражения, не придавая значения горизонтальному их разворачиванию, застывшим культурным формам, представляющим вторичное, производное существование традиционного принципа. С другой стороны, дух использует такие формы, преображая их. Мы можем видеть это на примере любого эзотерического учения, например, суфизма, который для постороннего взгляда может принять любые формы:

Мое сердце может принять любую форму:
Для монаха оно станет монастырем, для идолов – храмом,
Для газелей – пастбищем, для правоверного – Каабой,
Оно может стать свитком Торы или Кораном.
Моя вера – любовь; куда бы ни сворачивали ее верблюды,
Любовь остается моей религией и верой.

Европейским розенкрейцерам строго предписывалось всегда говорить на языке и носить одежду тех народов и социальных групп, среди которых они жили, и более того – подчинять свой образ действий, общепринятому в них. Лао-цзы так же предписывал даосам ничем внешне не выделяться из обычных людей. И здесь дело не только в маскировке, скрытости эзотерического учения от глаз посторонних, но и в особой духовной практике, позволяющей в любой религии, любых обрядах узнавать их изначальный глубокий смысл, высокий исток, за различием национальных и религиозных форм прозревать единство.
Сохранявшие единую для всего человечества изначальную традицию, кочевники в разных религиях видели исторические формы ее. Отсюда их открытость миссионерам разных конфессий, «доходящее до беспринципности безразличие» к «смене» религий. В исламе кочевники принадлежали к суфийскому направлению, которое придерживалось такого же отношения к внешним формам и обрядам.
Но такое «свободное» отношение к конкретным культурным и религиозным формам возможно лишь до тех пор, пока силен дух, способный преобразить их, сильна духовная традиция. Можно провести такую параллель: когда-то наши предки привозили девушек-невест со всех краев огромного континента, усыновляли и несмышленных мальчиков, забирая их у побежденных народов. Находясь в чисто казахской среде, и дети иноземных матерей, и эти мальчики становились казахами. Но сейчас среда такова, что не только дети в смешанных семьях, но и зачастую в мононациональных, вырастают чужими родной культуре. Сейчас, когда кочевой дух, духовная традиция кочевников стали чем-то абстрактным, казахи оказываются под угрозой ассимиляции из-за своей склонности к переимчивости, из-за своего интереса к чужому.
Необходимо у оседлых наций учиться закрытости, четкому разделению «своего и чужого», привязанности к «своему». У оседлых наций большинство воспитывается в абсолютной уверенности превосходства своего собственного, и лишь численно небольшая интеллектуальная элита открыта чужому культурному опыту, выбирая в нем наиболее полезное для будущего нации, вводя это полезное в национальную жизнь умеренными дозами и в приемлемой форме. Нам необходимо учиться именно этому. Вместе с тем, так же необходимо вырабатывать какие-то новые, соответствующие современной жизни, но в тоже время позволяющие нам оставаться самими собой, жизненный уклад и стиль жизни.


URL: http://www.dialog.kz/print.php?lan=russian&id=77&pub=36

автор ответ
Кирилл Журавлев
kz-ra@yandex.ru
01-05-14 13:03
Да хитрые казахи, хитрые. Прошу заметить: я это заявляю безо всякого осуждения. Но и нельзя отрицать, что именно хитрость являлась испокон веков одною из добродетелей у казахского народа. Кто один из наиболее популярных героев казахского фольклора, причем герой именно народный? Алдар Косе - безбородый обманщик! Так что, одна из черт казахского менталитета - любовь к Хитрости. У русских, для сравнения, существует подобная любовь к Глупости. Догадались об аналогии? Правильно: Иван-Дурак;)
Дым
23-04-14 19:11
вот почитал уважаемые ваши отзывы, мнения.. ну чего вы в знание языка вцепились как голодный пёс в кость? вам с другим проявлением менталитета бороться надо! пример: звонит мне по объявлению о поиске работы менеджером по продаже замдиректора одной алма-атинской фирмы. им КАНКРЕТНА нужен грамотный продажник, так как в отделе сбыта сидят два кхм-кхм.. ну как их назвать? тех кто ничего не умеет делать, не хочет делать, а зарплату требует. и , жалуется мне эта женщина, казашка кстати, уволить их нельзя - один племянник второй жены брата дяди, второй - то же где-то там.. НУ И КАК ВЫ ХОТИТЕ ПОДНИМАТЬ ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ С ТАКИМИ РАБОТНИКАМИ? я не говорю что все такие - я в институте 5 лет проучился с Жанабаем и общаемся до сих пор уже 21 год - хороший товарищ и грамотный спец.. среди нас, русаков, нехороших много, но вот этой родственности - нету. или по крайней мере - достаточно редко встречается. а у казахов - это болезнь. ВОТ О ЧЁМ надо беспокоиться!!! а вы - казакша тиле-казакша тиле...
Асылжан
asik.ekb@mail.ru
20-04-14 09:48
Казахи воспитывайте своих детей настоящими джигитами умными,сильными,гордыми и в конце концов честными!Дети будущее нашей страны!
Галым
2Аманча59
26-12-13 10:21
...Требуется хотя бы частичный возврат в прошлое.Для этого требуется большое количество районов и областей перевести на уровень кочевого быта.Чтобы местные жители одевались в старинные одежды,чтобы вели натуральное хозяйство:сбивали масло,кумыс,валяли войлок,обрабатывали кожу и мех,ковали,шили и вышивали.И как прежде с любовью ухаживали за скотом.Мастера пускай работают над деревом для юрты,а мастерицы украшают ее...
_____
Аманча59, а может сначала надо людей спросить, хотят ли они жить как в старину? Уверен, ответ будет отрицательным. Я думаю надо из таких как Вы набрать добровольцев. Так что давайте, бросайте клич!
Генерал-лейтенант
25-12-13 22:58
Мдеее.... Все беды от того что баб во власть пустили и демократию сделали - в старом обществе такого помине не было. Да и "новые" течения как феминизм, атеизм и пр. разрушают ценности всего нашего общества. Вспомните хотя бы "pussi riot"! гадство какое. Просто нужна сильная власть - как Сталин. Только так наша нация может занять свое место в числе великих держав, а не быть "боратами" и "чурками".
Айдана
to: статский советник
02-10-13 20:59
"Требуется хотя бы частичный возврат в прошлое.Для этого требуется большое количество районов и областей перевести на уровень кочевого быта.Чтобы местные жители одевались в старинные одежды,чтобы вели натуральное хозяйство:сбивали масло,кумыс,валяли войлок,обрабатывали кожу и мех,ковали,шили и вышивали.И как прежде с любовью ухаживали за скотом"

Вашими бы устами да мед пить... Почему так мало женщин в правительстве? Мужчины - конформисты, далеко не всегда способны отстоять свой взгляд, будут придерживаться взгляда начальника. И вообще замечаю, что женщины часто более патриотичны, а иногда и лучшие стратеги, чем мужчины. Тут один пользователь писал на другой ветке, что Культегин - женщина, так я начинаю ему верить. Эти его слова "тюркские семьи, тюркское владычество бессмертно" разве мог сказать мужчина такое? Мужчина о семье не думает, больше о своем месте в истории. Уверена, если бы женщин допустили к управлению, они бы не позволили такого разбазаривания национальных ценностей, когда технологию валяния войлока патентуют англичане, технологию изготовления кумыса патентуют россияне, конину - стыд и позор- импортируют из-за рубежа. Это в традиционно животноводческом государстве. А насчет одежды - я бы сама с удовольствием носила вышитый кемзал и длинное платье. Но попробуй в казахском платье выйти в свет в нашем обществе. Тут же наткнешься на шквал презрительных взглядов. Они же боготворят все что угодно, но только не свое, не родное.

Аманча59
Amancha59@mail.ru
09-07-13 14:22
Полностью согласна с З.Наурзбаевой.Но сейчас изменение в сознании народов идет по всему миру.Все жалуются на молодежь,на дурные привычки,на их грубость и легкомыслие.Что чванливых и тупых,бессердечных стало больше,что дети перестают слушаться родителей и тд
Что нужно и что можно сделать,чтобы этот процесс стал обратимым?
Я сейчас не за весь мир говорю,а за казахов и для казахов.
Требуется хотя бы частичный возврат в прошлое.Для этого требуется большое количество районов и областей перевести на уровень кочевого быта.Чтобы местные жители одевались в старинные одежды,чтобы вели натуральное хозяйство:сбивали масло,кумыс,валяли войлок,обрабатывали кожу и мех,ковали,шили и вышивали.И как прежде с любовью ухаживали за скотом.Мастера пускай работают над деревом для юрты,а мастерицы украшают ее.Цените оралманов!Любите и лелейте их!Они сохранили казахскую Волю,казахский Характер и Менталитет!Они единственные,кто еще может и умеет обращаться со скотом.Помогайте им и главное,защищайте их!Они беззащитны под натиском современных подлецов во структурах власти.Они чувствуют себя несчастными и обездоленными,когда им местные мамбеты демонстрируют презрение.Они действительно бесхитростны и добры,легко идут на контакт,способны бескорыстно оказать помощь.Цените их!
Территорию под фольклорные аулы можно взять под охрану ЮНЕСКО.Потому что только так можно сохранить наши лучшие земли от варварских застроек доморощенными нуворишами дворцов во французском или итальянском стиле,от попыток некоторых наших \"соседей\" прибрать к себе наши земли.
Именно так можно будет создавать непревзойденные туристические зоны отдыха,основанные на близком соприкосновении с бытом и культурой кочевого общества.
Вы не знаете,сколько иностранцев хотят бросить свои комфортные дома на Западе и приехать сюда жить!В какой восторг их бросает при виде наших бескрайних просторов,когда до самого горизонта волнами колышется ковыль,синие озера и реки несут свои воды и в них можно купаться,кататься на лодке!
Но это ладно...это я так...А вообще,чтобы возродить национальный дух нужно научиться слушаться старших и научиться немедленно исполнять приказы.Нам нужно все казахские регионы перевести на военный режим,т.е.в школу ходить в красивом военном мундире (это внутренне подтягивает ученика).Преподаватели тоже должны быть облачены в красивые офицерские мундиры.Двоешников,лентяев и бузотеров отправлять учиться в школы с гражданской составляющей.Вернуть прусскую систему обучения,которая бытовала в России и на которую опиралась советская школа.Эта система позволяет развивать память,расширяет кругозор,облагораживает сознание.Нашим детям нужно учиться по учебникам,написанным историком Бекмахановым!Наши дети должны быть знакомы с шедеврами мировой литературы.Математика и физика должны преподавться в щадящем режиме,чтобы дети могли усвоить эти сложные
науки.И везде приказ:Открыть учебники!
Ответ хором,- Есть открыть учебники!
-Дежурный,дайте рапорт об отсутствующих!
-Есть дать рапорт!Сегодня отсутствуют (имярек)!
-Кадет Сегизбаев к доске!
-Есть!Кадет Сегизбаев к ответу готов!
-Кадет Нургалиева!Дополнить ответ Сегизбаева!Что он пропустил?
-Есть дополнить ответ!Теория такая-то подтверждается формулой такой-то!
Каково?При такой системе обучения вырастает поколение настоящих исполнителей!
А вы сталкивались с нынешней проблемой казахов-это когда они идут с жалобой,а их футболят!Почему?Да потому что лентяи и не хотят разгребать чужие проблемы!Легче отписаться!
Значит наша следующая проблема это двоедушие и черствость.
В учебниках по литературе нужны,просто необходимы рассказы о смелости,благородстве,честности и любви,о патриотизме,о культуре
обхождения и тд.С 8 лет ребенок должен усвоить навыки человеколюбия,уважения и дружбы.Наша история и литература полны бесчисленных примеров.У нас есть национальные герои и героини,на которых нужно равняться!
И еще...Нам не нужна армия,которую мы сейчас имеем.Нас не 100 миллионов.Чтобы сохранить нацию,нам не следует ввязываться в международные конфликты и отправлять молодежь в бойню.У нас должна быть развита сельскохозяйственная структура настолько,чтобы врагу жалко было портить созданное.И именно потому наших детей должны обучать военные специалисты особенностям ведения партизанской войны.
Дай Бог,чтобы Казахстан никогда не затронула война,но береженного Бог бережет.Военные знания и исполнительность нам не помешают.И это,я думаю,будет началом казахского возрождения.

Гость из будущего
08-07-13 23:38
Самал, спасибо за косвенный комплимент....Корни и еще раз корни питают человека... В чем причины бед русского народа??? .....Отсутствие корней...Они не знают своих предков, не общаются (многие) со своими родичами...У них отсутствует своя кухня, историю им пишут нерусские, язык создан, практически нерусским Пушкиным...Не будьте на них похожими, братья казахи...Пишу "братья", потому что в наших жилах много общей крови...Чувствую....Всех благ-БРАТЬЯМ...
Самал
08-07-13 22:44
А я согласна с гостем из будущего. Не зря говорят, что со стороны виднее, и он многое объективно подметил. Вообще, мне импонирует в джунгарах их хладнокровие и способность трезво смотреть на вещи. Если бы это еще помножить на казахскую пылкость и силу духа... Наши этносы комплиментарны, взаимодополняемы. Очень неплохой симбиоз мог получиться. Теперь, к сожалению, это все не более чем просто слова, - исторический шанс упущен.
Bau8
08-07-13 22:19
\"Наши предки-кочевники проиграли в борьбе за мировое господство, потому что руководствовались высокими понятиями, войну и политику рассматривали не как орудия в борьбе, где «все средства хороши», а как красивый ритуал, игру взаимоуважающих противников.\"


Это правда, даже калмыки говорят нам что именно это подвело нас в войне с джунгарами - институт батырства, культ одинокого благородного воина, индивидуализм, -отсюда распри между ханами и султанами, когда каждый был слишком гордым, чтобы идти в подчинение. Тогда как джунгары всегда делали ставку на сплоченность и коллективизм и били по голове всякого, кто высовывался из ряда вон, будь он хоть трижды талантлив и храбр
nomad
fisunov_2014mail.ru
08-07-13 18:50
правда в том казахская молодежь стала хуже.чем в советское время, виноваты в этом родители. Нету той простоты которое присуще кочевым народам. Казах становится высокомерным если он имеет высокую должность. Относятся казахи друг другу враждебно, например делятся на местных и оралманов, южные казахи не любят северных и тд. Прошли времена Кенесары когда казахи под общим флагом объединялись. Наш менталитет деградировался.
Кит
kit.kim.73@mail.ru
21-03-13 23:57
Все это прекрасно!Много мнений и гепотез а вот самого главного я на этом форуме так и не наше как и не нашел ответ на свой вопрос.Кто нибудь скажет мне сколько нас казахов вобще в казахстане?
Акерке
28-11-12 06:52
не нацистка )
Акерке
28-11-12 06:50
Здрвствуйте Всем! Мне очень понравились ваши мнения, особенно Октава. Бауырсак спасибо Вам за такую информацию! Я не считаю казахов ленивыми. Для того, чтоб сохранить свою главную историческую ценность - язык, мне кажется во-первых, нужно чтоб все официальные документы, касающиеся государства должны вестись Только на казахском языке. Пускай все учат казахский язык, особенно те, кто работают на гос. службах. И все хотят не хотят будут учить казахский язык. Казахский язык очень красивый язык. Казахи Сделайте так, чтобы учить казахский язык - было модно! Я согласна с тем мнением, что у нас есть такие, которые считают казахов неговорящих по русски мамбетами. И у меня душа болит когда таких людей так сказать «менсінбейді». Я нацистка конечно, но Пускай другие нации, живущие в Казахстане уважают наш Язык. Мне если честно Стыдно, что наши многие казахи незнают свой родной язык, не говоря уже о других национальностях. Нет такого государства, где незнают свой родной язык! Есть казахи которые так сказать «незнают или не смогли научится» родному языку и при этом очень хорошо знают и быстро учатся английскому, когда не на каждом шагу встретишь англичанина. Как можно незнать казахский язык живя в Казахстане среди казахов, когда многие передачи ведутся на казахском языке. Ужас просто! Казахи Стыдитесь! Одним словом просто нет желаний и интереса учить родной язык. Смысл называть себя казахом , если незнаешь свой родной язык?! А менталитет меняется современем, люди меняются, но теряйте свою главную ценность – язык!
алапес
deleted
16-08-12 17:20
гость из будущего.
Во-первых,кто ты такой чтобы судить о чем -то.Во-вторых,назвав казахов молодой нацией ты показал свою историческую безграмотность.
Поэтому ни о каком уважении с твоей стороны не вижу,только лицемерие.

Гость из будущего
13-05-12 12:00
Интересно почитать, что думают казахи про казахов. Есть очень точные замечания. Кровь практически одна, но вот души у вас, я смотрю, очень разняться. Время летит стремительно, поэтому, такие молодые нации как ваша, -на разрыве. Кто-то стремится к прошлому, в историю, боится потерять истоки свои, кто-то наоборот, бежит без оглядки вперед, боится остаться и отстать от времени. Кому-то дорог родной язык и культура, а кто-то стал космополитом... Итд и тп...Это естественный процесс. К сожалению, здесь мало что можно сделать. Разве что автоматом...Но все-таки, я верю, что можно совместить современность и исконную культуру, т.е. быть современным казахом. Ведь "золото никогда не затеряется в песке". Удачи вам, КАЗАХИ!!! Всех благ!!! С уважением, джунгар
Азамат
Aman1945@mail.ru
30-04-12 14:23
народ, не надо заходить долго и мыслить по заумному. Просто купите и читайте газету "Ана т1л1" на казахском, постепенно язык и мысли начнут приходить в себя и проснется душа кочевника. Главное проявите усердие, не бросайте читать эту газету. У Вас получится. Это реально практическое решение проблемы.
Алмасхан
naxsamla@mail.ru
04-02-12 21:28
тут мало написано со дня открытия темы, а значит темой интересуются не многие, а жаль)
Свобода у нас в крови, что есть то есть. Другое дело, что мs не можем зачастую обратить ее в правильное русло, и часто путаем свободу и вседозволенность. Да, порой не можем работать на кого-то, есть такое, мы молодая нация и все еще впереди, верю в это безоговорочно, так как вижу большой потенциал в нащих ребятах-это прежде всего, доставшиеся в наследство от кочевых предков осмротрительность, зрительная и слуховая память, вообще музыкальный слух, физические данные, способность мозга работать по-друглму нежели у городского обитателя и все это накладывает свой отпечаток, короче мы быстрообучаемы, надо только мотивировать правильно))))
Тут кто-то писал о лени..что ж.... глупо весь народ, более 10 млн. человек подписывать под одно из многочисленных и присущих многим качеств, как минимум глупо, нет желания опускаться до \"сам дурак\" вариантов и вариантов \"эээ, телефон напиши, отвечать за базар\")))))
Казахи вынужденно \"скакнули\" из феодализма в век индустриализации, потеряв половину своих единокровных братьев за какие то 15-20 лет(слезы наворачиваются от этих фактов), это была плата гопоже истории за скачок во времени, который мы совершили!(заранее прошу всяких Адептов не приписывать свое благодетельное участие в этом прыжке во времени)Это был нокаут для народа, перелом позвоночника, и курс восстановительной реабелитации мы до сих пор проходим, ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУШИЙ!
Еще раз повторюсь, мы молодая нация и у нас есть будущее только если будем ВСЕ ВМЕСТЕ, как сжатый кулак.
Бир тутас-айырылмас! Ар казагым-жалгызым!
аягузский
Октав Паранго
28-09-11 14:21
друг всем - никому не друг?
Я, конечно, не против общаться с представителями других наций, но казахи для меня красивее, выше, сильнее и милее
lol
алматинка12
aizhan1001@mail.kz
08-05-11 13:48
Наш характер, как мне видится, формировался тысячелетиями и неразрывно связан с условиями хозяйственной жизни кочевников, что в свою очередь вытекает из ландшафта местности, на которой жили еще наши предки. Я тоже считаю, что для нас крайне важно чувствовать себя свободными. И вообще, посудите сами, какой может быть характер у людей, которым было лучше рисковать жизнью в боях, чем копаться в земле. В городах они жить не могли, им там наверное, воздуха не хватало. Библиотек не держали, потому что кочевали, поэтому повышенное внимание к устной речи. И так далее. По мне так у нас характер типичных степных жителей во все времена.
Dake
pro_z@rambler.ru
31-12-10 07:20
Многие говорят, что казахи ленивые! Тут дело в менталитете. Посмотрите на людей в ауле, пашут по 14 часов в сутки, причем не сидя в кресле, а за тяжелым физическим трудом. Я долго наблюдая за родными и знакомыми, понял - что казаху очень трудно работать на кого-то, от того он и лениться горбатиться на кого-то. Но как только удается заняться собственным делом, то готов работать круглые сутки. Именно поэтому в городе, многие работают просто таксистами, тем самым обладая немого большей крупицей свободы. Для казаха свобода является одной из основных ценностей. Хотя порой мы сами этого не понимаем.
Бауржан
www.baur-10@mail.ru
19-12-10 07:55
привет всем !!! знаете это покажется для кого-то анти-националистического характара но мне ваши мысли и суждения нравятся !! я рад что не я один такой !!! я согласен с ОКТАВ ПАРАНГО
он поапал в точку и знаете что казахи не могут придумать чего нибудь нового а повторяют за россией или западом а этого делать нельзя ведь эти две цивилизации диградируют, например русские спородировали песню АЛЕНА ДАСТ а казахи что решили не отставать и скопировали у русских и сделали казахскую алену АЙГУЛЬ БЕРЕД - что за ----- !!! мое мнение казахам надо больше книг читать придумывать новое свое - но не так придумает какой нибудь казах открытие и сидит потом довольный "мындет болды ". Все что у нас есть это придумали и сделали наши предки а что в будущем ? вместо того чтоб торчать на улицах понты дешовые крутить лучшебы стали хакерами в сети и толку было бы больше !!!
я тоже сталкиваюсь такой проблемой что меня называют шалаказак - стыдно, но не мы это сделалли это мы не из за того что не лбим свою родину а от того что это все политика царской россии !!! а насчет того знаю я или не знаю казахский язык это не их проблемы !!! я критикую казахов не от того что не уважаю а просто обидно ! как говорится на нашей улице будет гореть свет и птицы будут петь !!! -
короче
17-03-10 01:19
а у меня нет комплексов аульский или городской, какая разница.всё зависит от тебя самого как ты будешь общаться так и с тобой будут. улыбайтесь чащё, хорош плакать. с комплексами нужно бороться, казах это тот кому везде комфортно.вот вы поронойки)))
Шынгыс
chingari@mail.ru
09-03-10 20:48
мнения остальных не особо понравились но оценил ребят конечно зравомыслящих!АДЕПТ молодец лучше горькая правда чем сладкая лож! я не страсно люблю казахстан но я не уеду отсюда! эта праблемма затроненна еще АБаем! Октав Паранго мне понравилось твоё мнение очень близко к правде))) следует учить родной язык но не быть националистами! может быть мы жадные, скупые и ленивые, но с древних времен казахи были толерантным народом так что будем верить в лучшее ребята будем верить!
Октав Паранго
30-03-09 21:08
да мне тоже кажется что только в аулах сохраняется язык и наши обычаи. а в городе они так скать улетучиваются. конечно я не имею виду всех жителей казахстана но много ведь обрусевших казахов
я так скажу наши казахи которые выросли сугобо в семьях казахских там где речь родная и ведь контенгент с которым общается ребенок это такие же дети люди.....они более знают толк в обычаях
наша семья мало каких обычаев знает и исполняет.
но такие казахи весьма националистичны, знаете я общался с такими людьми все относились ко мне не особо по братски мол я язык не знаю и тп. конечно же не все такие, но в большей своей массе они такие.
не особо уважают другие народы к примеру тех же уйгуров или азеров, да и те тоже их не жалуют. зато казахи подобные мне весьма успешно находят общий язык с любой нацией....в колледже я общаюсь и с турками и уйгурами русскими чеченцами и мы классно проводим время....
просто по наблюдайте это все как на ладоне
судите какой у нас менталитет.
саморефлексия
25-03-09 23:45
Да, очень трудно сейчас говорить о менталитете казахов. Живу в России, мои родители тоже родились здесь. Естесственно, язык не знаю. Где-то год назад решила восполнить все пробелы в незнании языка, истории своего народа, больше общаться с казахами...И что было потом? Потом я посетила парочку "тусовок", сходила на "Казотеку", после чего все мои порывы прекратились. Не хочу вдаваться в подробности. Может, меня кто-то поймет. Все говорят об одном и том же, темы поднимаются одна за другой, но решения проблемы нет. Как в современном обществе суметь сохранить национальное самосознание и одновременно чувствовать то, что ты идешь в ногу со временем?
Самое простое - уйти от проблемы. Но самое простое не всегда есть самое правильное...
Иногда, перечитывая очередную статью о самосознании казахов, о проблеме языка, о том какие мы....мне кажется, что никогда ничего не измениться...от этой мысли становиться грустно и страшно...
Октав Паранго
22-03-09 12:53
хреновый у нас менталитет. просто пример я вырос в городе, родную речь понимаю плохо.
щитаеся что городской казах отличается от сельского. ну и фиг с ним вы ведь казахи, братья так сказать....
НО кто то называет казахов которые не говорят по русски мамбетами. НО к примеру иду я по улице и вижу вот такую группу казактаров которые стоят харкаются во все стороны(конечно все так делают)и смеются как обезъяны и борются у всех на глазах (куда без этого). и когда я прохожу или любой другой городской парнишка. они смотрят так будто они там ханы а мы рабы. подходят и окружают и все становятся в очень крутую позу руки в карманах ноги широко раздвинуты и начинают нести всякую чушь...это такое отношение к своим же !!! значит правильно их называют мамбы они в общественных местах ведут себя как уроды полные.
есть несколько типов казахов.
1 - обрусевший(городской казах) казах-говорит на русском мало знает казакша тiлi. в дружит с русскими и с себе подобными казахами.
2 - городской мамбет не плохо приодет колотит понты мол вон я какой крутой.общается в основном с такими же но и про других не забывает....но смотрит на всех с высока. использует казахско русскую речь типа... Э ДАВАЙ ТЕЗ БОЛСАШ ЗАЕПАЛ НАХ*Й или СЕН ВАЩЕ БЛЕСIН БЕ KIМ МЕН ТАКОЙ ?
3 - сельский мамбет не говорит по русски одет простенько. общается с такими же казахми.
смотрите как мы поделились.....и не надо говорить что это совсем не так. просто пройдитесь по улицам и взгляните правде в глаза.
мы друг друга не уважаем. все придерживаемся своих групп так скать.... русские казахи с русскими казахи и не только. остальные чисто друг с другом.
конечно так есть не всегда но в большинстве случаев это именно так.
к примеру взгляните на колледжи там есть казахо язычное отделение и русско язычное.
казахи которые учатся на казахо язычном сильно отличаются от тех кто учится в русско язычном.
не давно слышал такое: блин мамбеты город заполониили.....так что делайте выводы о нашем менталитете.
ЗЫ конечно во всех видах есть просто отличные ребята с которыми я знаком и поддерживаю общение. и есть такие падлы.....
Мурат
murat.omarov@gmail.com
06-03-09 06:42
Менталитет держится на знании и передаче традиций и истории вообще потомкам. А сейчас казахи готовятся к тому, что передадут пожалуй только гамбургер и куклу барби как стандарты "цивилизации" . Менталитет меняется, уже появились понятия "мамбет" и "асфальтный казах", а это говорит о потере своих корней и менталитета. Менталитет- это когда казашки (наши жены, сестры, дочери) прикрыты. Не выставляют напоказ свои прелести. Когда в доме у казаха- полный патриархат и главенство мужчины, при абсолютном уважении к женщине. Когда дети наши образованы как в светских науках, так и в шариате.
Ilkhan
Ilkhan@chinggis.com
05-03-09 07:37
Мой респект БАУЫРСАКу,
присоединяюсь к "Спасибо тебе за интересные темы и информацию, которыми ты радуешь всех нас"
виталий
sergrky1@mail.ru
24-04-08 23:22
Как человек,родившийся в Казахстане,поездивший по Союзу и вернувшийся на родину предков,в
Украину интересуюсь жизнью на родине.Был удивлен закрытостью и зажатостью автора одного из
автомобильных форумов из Казахстана,к которому я обратился с личным посланием.
Ангелочек
hlt1@rambler.ru
23-07-07 23:18
Помогите найти что-нибудь о традиционном хозяйстве казахов!Пожалуйста!Срочно!Жду...
ZSH
17-07-07 20:39
Не говори.
коныр
2ZSH
17-07-07 08:29
это они от зависти к нашему свободному духу.
ZSH
12-07-07 20:41
Обидно когда оседлые народы потыкают казахов за их быт, устройство жизни, якобы лень.

Мы ведь выжили в степях, были бы ленивые...

Если дать оседлому человеку копье, собаку, юрту, жену и т.д. и отправить в степь ... он не успеет умереть от жажды и голода - каракурт укусит или каскыр нападет.

А пытаются сравнивать казахов после насильной коллективизации с изначально оседлыми народами.

Современные казахи - в том и кочевники что уже привыкли к новым обстоятельствам, у нас двойной выигрыш - мы и кочевники мы и оседлые - просто уникальный исторический опыт.

Адепту: Это просто разные культуры и не надо говорить про лень.
Тюрк
06-07-07 18:04
АДЕПТ Мы казахи спасли практически великую степь от разорения со стороны Джунгар. Наши предки с малым количеством воином остановили натиски Циньских и Танских династий на запад. Если ты думаешь что мы жили в бронзовом веке то ты ошибаешься. У нас развитая культура и духовный мир. Мы в те времена превосходно изготовляли золотые и металические украшения доспехи и изделия. Если мы были бы столь уж гордливыми и ленивыми то мы никогда бы такое экономическо мощное государство не построили бы за шестнадцать лет независимости.
007
06-07-07 03:05
"Вы не умели считать и писать - муллы и купцы (они же учителя и писцы) были исключительно татары." опа и ты там был... и поусам у тебя текло да врот не попало... ты что жил что ли в те времена? откуда тебе знать кто был там татарин а кто казах?

"В начале 20-го века когда все нарды мира так или иначе были вовлечены в процесс"
в начле 20 - го века у нас не было своего гос-ва так что не надо...

АДЕПТ
Geraldica_turk@mail.ru
04-07-07 00:12
Мурат
28-06-07 16:04 Всем адептам казахофобам посвящается.
"Румяный критик мой, насмешник толстопузый ", а вень неча на зеркало то пенять, коли рожа крива.

Это я - "казахофоб"?
Потому, что сказал правду, что ли?
Или что -"все, кто нас не превозносит - казахофобы".

Ну-ну любите себя и дальше.
Кажется это называется онанизмом...
Мурат
28-06-07 16:04
Всем адептам казахофобам посвящается.
"Румяный критик мой, насмешник толстопузый ", а вень неча на зеркало то пенять, коли рожа крива.
Mastroianni
25-06-07 12:32
современные казахи советский менталитет
АДЕПТ
Geraldica_turk@mail.ru
25-06-07 08:53
Чего, чего ?!


"Наши предки-кочевники проиграли в борьбе за мировое господство, потому что руководствовались высокими понятиями, войну и политику рассматривали не как орудия в борьбе, где «все средства хороши», а как красивый ритуал, игру взаимоуважающих противников."


Вы проиграли в мировом соревновании "кто круче" из-за своей невероятной лени

и нежелания жертвовать частным во имя общего.

В начале 20-го века когда все нарды мира так или иначе были вовлечены в процесс

технического и экомического прогресса, казахи вели хозяйство такое же , как и в эпоху бронзы,

хотя нет , ещё примитивнее. Оно было исключительно присваивающим.

Вы не умели считать и писать - муллы и купцы (они же учителя и писцы) были исключительно татары.

Вот в чем причина, а не в мифическом "врожденном благородстве".

И сейчас экономика Казахстана носит исключительно присваивающий характер.

То есть времена меняются, а менталитет - нет.

Ваша неизбывная лень и гордыня , по прежнему с вами.

Космическая держава..., блин!
Гуля
24-06-07 05:00
БАУЫРСАК,
Спасибо тебе за интересные темы и информацию, которыми ты радуешь всех нас.
Гуля
24-06-07 04:58
для ФФФ:

Мавр сделал свое дело, мавр может отдыхать

для БАУЫРСАК:

А что ты думаешь и может быть скажешь, или что-нибудь серьезное тут выложишь о расцвете Ислама и побочном явлении этого процесса -
отрицани некоторыми верующими исламистами другой нащшей веры - поклонения Аруакам. Лично я никогда не задумывалась о соперничестве Аллаха с Аруаками, а теперь начинаю чувствовать, что Аруаки для меня дороже Аллаха. Ислам я не отрицаю, просто меня теперь ставят в такое положение, что я вроде как должна выбирать. И мне это не нравится.

Эти тенденци как-раз и являются последствиями внушаемости народа сейчас, в самыую трудную минуту перехода от кочевой жизни к оседлой, видимо.
Меня все устраивало - мы мусульмане, но Аруаки и связанные с ними традиции неразделимая часть нашего религиозного сознания. Что же сейчас происходит? Я не принимаю Ислам полностью и законы Шариата тоже, естественно. Такой и останусь, это мой посильный вклад в развитие своего народа.
Меруерт
02-06-07 12:43
А как насчет современного менталитета казахов
галым
13-03-07 06:06
2ORDA от
31-03-06 20:56
по поводу китайцев мао дцедун у них до сих пор отец всех народов и высокий уровень инстинкта сохранения живучи и приспособляемы как клопы
Мамбет Колхоманский
12-03-07 22:12
Всё правильно написано.Ничего нового, но правильно.
Алина
Lundes@rambler.ru
12-03-07 10:46
вы не можете мне помочь найти информацию
Алина
Lundes@rambler.ru
12-03-07 10:44
мне нужна информация о нацональном характере менталитете овременных казхов.

ORDA
31-03-06 20:56
нашет "переимчивости" не только мы такие в часности теже русские, азиаты оседлые силно изменились и долико не все в лудшее взяли.
Но есть такие нации как Японцы и Китайцы вот эти нации менее всего переимчевы, для японцев досих=пор есть понятие чести и что "честь превыше жизни"! и японцы кстате при том при сем ходят в те храмы где комфортнее тоесть если женится лудше в церкви они пойдут в церковь, а если еще что-то то в даосиский храм пойдут(это к примеру)
Китайцы вообше очен опасные поскольку не имеют не религии не веры не комунистического воспитания, короче говоря нет у них последней инстанции (и очень не воспитанные к слову) но они тоже тянутца к Американскому образу жизни, можно судить даже по такому факту что в Китае быстро увеличивается число машин, это как раз из-за рекламы америк/го образа жизни!
так что мы просто люди как и все! главный вопрос что наши политики будут делать в отнашение этого?!?!?!
фффф
30-03-06 22:03
Интересно накатал, ну так и предложил бы 4то-нибудь,а? Как быть?
я имее в виду в "практи4еском" плане.



Ваш ответ
Ваше имя:
Обратите внимание, что этом форуме можно писать только по-русски. Для общения на казахском приглашаем в казахские форумы.
Также запрещены тексты, набранные ЗАГЛАВНЫМИ и latinicey.
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 








© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube