Казах.ру
поиск по сайту и Казнету
rus / eng / kaz
Форумы
На русском языке
Қазақша сөйлесу
Последние темы всех форумов:

50-ден аскан ...
Алматы танысу порталы...
45-50жас аралыгындагы ер адам издеудемин ...
Халқым Қазақ ......
Кто знает хорошую гадалку в гораде Астана...
Кому за 40 и старше, сюда!...
Дистрибьюция в Казахстане! ...
Прокат авто а Алматы ...
Народ, кто знает хороших целителей в Астане...
Инвестиции в недвижимость...









Бизнес Номады

Общение

Реклама: Недвижимость в Греции от казахского грека — GREEKLAND.RU
Общение: Список форумов
Форум: Шежире
тема: Аргыны, род Срым - есть такие ?


автор темы сообщение
123
30-09-05 12:00
если кто знает представителей этого рода или сам такой, пишите сюда, какая у вас есть информация по этому роду.

автор ответ
Шынгыс
algozha.ching@gmail.ru
15-05-16 06:48
Всем Ассаламуагалейкум! Ищу шежире Аргынов!!! По моему родственикий в Актюбенска должно быть по словам мамы!
юлия
sabina_yuliya@mail.ru
14-03-16 19:36
Здравствуйте. Скажите пожалуйста есть ли ру Руспек или Рыспек. Баянаульский район. Павлодарская область. Спасибо
Ринат
kabdrasvevrinat@mail.ru
05-09-15 00:06
Я Аргын-Кошеншерек-Сагнай с Павлодара. Если кто владеет информацией о роде прошу откликнуться.
даурен
daur_2185@mail.ru
05-02-15 22:24
Я Сырым Досым,из Павлодара пишите буду рад
Райхан
raktaev@yandex.ru
16-04-14 13:45
Кто может ответить почему в шежире отсуствуют племена айтымбет,баракпай,сармай,карасакал рода арыгын
Райхан
raktaev@yandex.ru
16-04-14 11:26
Саламаллекум всем, кто может сказать почему не фигурируют племена айтымбет, баракпай,сармай,карасакал в роде аргын мобильное проживание данных племен Сандыктауский район Акмолинская область из городов пос.Шантобе
Диана
diana_22.05.00@mail.ru
18-03-14 15:08
Я Зейнелова Диана по роду я Аргын Атыгай Караул Жети Момын. Моего прадеда звали Жаммола. Деда моего звали Зейнел родом они с Петропавловска. Что идет после Жеты Момын? Кто может мне подсказать?
Жайнагуль
zhaina_160384_@mail.ru
06-01-14 06:49
Здравствуйте! скажите пожалуйста существует ли руы аргын-самек????
Нуржан Айдарханов
argyn-84@mail.ru
23-02-13 19:12
Приветствую всех Я тоже Сырым, Аргын --Мейрам-Карасопы-Басентиин-Сырым...
еркебулан
naiman_karakerei95@mail.ru
23-01-13 08:14
аргын найман кипчак керей крупные роды среди казахов а также канлы дулат жалайыр
Уалихан Майкенов
ualihan.maykenov@mail.ru
15-01-13 13:59
Всем Привет,я из рода Сырым,живу в г.Павлодаре,
Асель
asell_ka87@mail.ru
25-07-12 12:12
Привет всем! Я тоже из рода Сырым. Живу в г.Павлодар. Хотелось быузнать побольше информации, напиши что-нибудь). Зараее благодарю!
Канат
Kanat-Bekeshev@mail.ru
17-07-12 13:01
Хадыс вы случаем не нохча?! У казахов не было тейпов, казактар тайпа деген, не надо суда наблатыканные выражение пихать, потом недалекие люди возьмут это на вооружение и будут утверждать, что тейп казахское слово. Потом Знаток тоже скопировал с книги и скинул суда, тоже не верно. Вообще Тархан Жанибека почему-то на второй план отвели в ряде великих батыров. Слов нет все батыры хороши, сам Жанибек говорил,когда у него спросили кто из казахских батыров самый-самый. Шакшак Жанибек ответил, что Каракерей Кабанбай. \"Кабанбайдын екпини 400 жаунгердин екпини\" деген, Сила,мощь и дух Кабанбая равна 400 войнам, говорил Жанибек. Два раза Абулхаир хан получал бата у Жанибека, когда рядом такие великие люди находились как Бухар Жырау, Казбек би, Толе би, Айтеке би, не говоря о батырах и других людях, Аблай попросил дать бата Жанибеку. Когда у Жанибека спросили какой главный подвиг он совершил, он ответил, что его подвигом было,то что он целый год ходил не чесался, хотя все тело было в волдырях и страшно зудило. Перед решающей битвой Аблай хан позвал Жанибек и поручил ему выйти на поединок, перед каждым боем каждая сторона выставляла своего лучшего война на поединок, это подымало дух войнов, если их войн побеждал, так Жанибек батыр уже,которому было далеко за 50, вышел и побудил, у него таких поединков было 11 и все он выйграл. Российские послы, генерал-губернаторы уважали Жанибека, так как его авторитет в народе был как у хана. Великий бий, батыр, молда, он не только в делах среднего жуза участвовал, также он и в делах младшего жуза участвовал. Бухар жырау былай жырлаган \" Кара керей Кабанбай, Канжыгали Богенбай, Каздаусты Казбек, Шакшак улы Жанибек, ормандай калын орта жузден торт тулга\" . Просто за такого Легендарного батыра обидно, чьими имена не называют улиц в Астане, кто-то чей-то предок, кто-то родственник, ну как не тяни не такая личность как Жанибек, а назвали его именем какой-то проулок, обидно.
Канат
Kanat-Bekeshev@mail.ru
17-07-12 12:18
Саламат сиз ба Асель!? Хотите узнать про свой род? Правильно, нода знать. Скоро откроется сайт там все будет про наш род. Недавно в п. Торгай Костанайской области прошел курултай томаев. Говорят было интересно, я сам не ездил, не получилось. Один меценат пообещал передвижной стоматологический пункт, другой рефрижератор оставил, решили помогать материально тем кто решится заняться сельским хозяйством, ну вообщем все для местного населения. На нашей исконной земле в 25 км.от п. Торгай поставили памятник 17 метровый, в несколько тонн, ну вообщем сайт откроется все наверное увидим.
Хадыс
kireke@mail.ru
08-07-12 01:03
Еще о Шакшак ата С росс.стороной он работал только по проученииям Абулхаира(в отличие от некоторых рубасы МЖ и СЖ, он был воином и дважды не говорил). Он был начальником разведки и внешних связей последнего. Род каракесек тейпа Аргын подчинялся Абулхайру, а наш герой был главой этого рода, одновременно был родным зятем хана. Абулхаир после смерти Каип-хана номинально признавался старшим ханом всех казахов. Фактическому становлению старшим ханом помешали убийство рубасыми Старшего жуза своего хана Жолбарыса(он поддерживал Абулхаира) предполагается в сговоре с калмыками, что фактически отменило институт ханства в СЖ(впоследствии приводил анекдотическим случаям избрания ханов из бухара), а позже убийство самого Абулхаира Бараком. В итоге Барак(за это был изгнан найманами)и часть его семьи были убиты в г.Туркестане(некоторые близкие родственники Б. были приютены каракесеками и Казанскими татарами) сыном Абулхаира - Нурали через местного сарта(хожа) путем отравления. А аксакал Толе резко осудил убийство Жолбарса сразу же, чтоб отвести от себя возможные подозрения. Кроме того как гласит устная легенда, он на коране поклялся посланнику Абулхаира - Жанибеку об этом. Абулхаир и Толе ата постоянно вели переписку(переписка велась на т.н. татарском языке, на языке времен Узбек-хана, на истинном языке Дешт-Кипчак, казахский язык - это его мутированный вариант, т.к. мы были разнодиалектными турками(по советско-казахской терминологии - тюрками), а некоторые рода вовсе не турками. Также считается, что в конце своей жизни он уехал из Жетысу и умер в районе Ташкента(хотя там еще частично присутствовали калмыки - ставка их Чирчик), велел похоронить себя там, из-за обиды на рубасылар. Кроме этого, уже заботами Толе ата аргыны приобрели нового султана Абылая(жившего на тот период у торкинов матери в Ургенче, мама ее была дочерью местного духовного лидера), найманы отказались признать султаном Аблая(по крайней мере определенная часть, заявля, что он не торе , а якобы сарт.Аблай ата потом часто вместе с рядовыми оплченцами бросался на врага, доказывая, что он не су журек.Потому видимо много легенд о его храбрости чуть ли не с отрочества). А в последствии и аргыны стали предьявлять претензии Аблаю(это было не сразу), что заставило его переехать в Туркестан, где этот великий человек и скончался. Но в среде казахов, по крайней мере до октябрьской революции, из-за уважения к ним и их заслуг Абулхаир ата и Аблай ата(хотя как говорят сейчас, они иннугурацию официальную не проходили, и никогда не влияли на все казахские рода) считались последними старшими ханами казахов(а позже как вы знаете наверное многое было переиначено, что создало некую напряженность в поднятых вопросах, опять же не без стараний самих же казахов, перетягивавших каждый одеяло на свою сторону, а некоторые для сокрытия в их понимании неудобных моментов в истории своего тейпа или рода).
Хадыс
kireke@mail.ru
08-07-12 00:45
Столько путаницы устроили. Шакшак - это не ру, это лакап, Ж.аксакал был еще суырып салма акыном и сери, шакшак - означает юморной, острый на язык. Ж. аксакал из рода караксек тейпа Аргын. Ну ребята вы так на будущее столько дезы засылаете.
Асылхан
zver_han@mail.ru
02-05-12 18:23
расскажи про мой род ,, Басентиен- Кошеншерек-Телеке??? жду ответа
мадина
mad_ina_777
28-09-11 22:31
вопрос Канату - по Шакариму: "у Басентиына было три сына - Айтей, Байымбет, Жанай. Дальше что, неужели все спуталось с Мусабаем из Тобыкты?????
Знаток
03-12-10 07:51
Знаток
03-12-10 07:11
Тарханы ее величества

Трудно говорить по отдельности о таких несомненно ярчайших батырах первой половины XVIII века, как Джанибек из аргынского рода шакшак и Есет из рода тама, союза жетыру. Их жизни были настолько взаимосвязаны, что, рассказывая об одном, совершенно невозможно оставить в тени второго. Они были вдвоем почти на всех известных нам войнах, курултаях и переговорах. И с уверенностью можно предположить, что вне внимания хронистов осталось еще большее количество примеров их тесных личных взаимоотношений.

О подвигах этих батыров, в степи заговорили еще в конце XVII - начале XVIII вв. (Есет родился ок. 1668 г., и Джанибек, видимо, был приблизительно того же возраста). Люди необычайной отваги и физической мощи, они находились на первых ролях во всех казахских набегах и войнах. Еще одним их товарищем был Бокенбай, и следует отметить одну особенность, не отмеченную в очерке об этом батыре. Джанибека, Есета и Бокенбая связывало между собой одно важное обстоятельство.

Есет и Бокенбай происходили из союза жетыру (семь родов) – малочисленного и маловлиятельного объединения, созданного ханом Тауке. Алшины (алимулы и байулы), гордившиеся своим чистокровным ногайским происхождением, свысока относились к семиродцам, вынужденным пасти свои стада в самых бесплодных пустынях. А Джанибек относился к роду шакшак, из так называемых токал-аргынов, к которым более высокородные аргыны тоже относились не совсем по-братски. Но, конечно, эта родоплеменная иерархия в известной мере носила условный характер. Слишком мало клинков могли выставить в конфликтах токал-аргыны и жетыру, что в условиях военной демократии и было реальным основанием для их притеснений со стороны более многочисленных племен и родов.

Только при посторонней помощи, маленькие казахские роды могли отстаивать свое место под солнцем. Это обстоятельство и стало залогом прочного и длительного союза между батырами. Они вместе поддержали кандидатуру молодого султана Абулхаира, происходившего, кстати, из боковой чингизидской ветви, существенно уступавшей в авторитете господствующей линии Джадика. Народные предания напрямую связывают избрание и утверждение Абулхаира с именем батыра Джанибека. Последний, хотя об этом не слишком известно, вместе с Абулхаиром, Бокенбаем и Есетом полностью участвовал и в авантюре, связанной с принятием российского подданства.

Дело в том, что батыры после выигранной во многом их усилиями войны на нескольких направлениях, в мирное время вновь превратились во второстепенных правителей второстепенных родов, которых никогда не слушают на курултаях, где делятся кочевья. В том же Младшем жузе, отбитые у башкир и калмыков земли стали понемногу захватывать сильные алшинские рода. Аргументы были достаточно просты и неоспоримы. "На сих-де наших кочевьях прежде нас кочевали ногайцы, которые были наши прадеды, токмо от своего непослушания и несогласия получили себе разорение и гибель и кочевья их остались пусты", - говорил, к примеру, бий Тлеуберген из рода карасакал при встрече с ханом Нуралы в 1750 г.

Борьба за кочевья на новой границе и стала одним из обстоятельств обращения батыров и хана Абулхаира к российским властям от лица всего казахского народа. Тема пастбищ на Яике всегда была основной для Бокенбая, Джанибека и Есета с самого начала установления контактов с российскими властями, о чем повествует очень большое количество документов.

Когда летом 1731 г., российское посольство, направленное императрицей Анной Иоанновной, еще находилось в Уфе, к руководителю миссии А. И. Тевкелеву в качестве посланника Абулхаира прибыл племянник Джанибека – Суиндык. В этот момент батыры-заговорщики находились в страшном напряжении, вследствие неожиданно затянувшегося ожидания. Им, видимо, казалось, что задержка посольства была вызвана какой-то поступившей информацией о реальном положении дел в казахской степи.

Суиндык просто ошарашил Тевкелева информацией, что Хива и Бухара нынче оказались под властью Абулхаира и теперь тоже желают скорейшего вступления в российское подданство. Такие новости заставили Тевкелева быстро закончить сборы и двинуться в путь. Русский посланник уже мечтал о чинах и наградах, но в степи его ожидало серьезное разочарование. Кроме "Могучей кучки" и небольшого числа их сородичей все остальные степняки оказались настроены крайне негативно ко всей этой затее. Буквально с первых дней приезда Тевкелева, Есет и Бокенбай отбивали нападение за нападением на посланника и хана, но даже эти многочисленные инциденты были только видимой частью огромного недовольства степной элиты.

Число охотников за головой русского посланника в Младшем жузе неуклонно возрастало, а спустя год почти все правители Среднего жуза тоже решили поддержать алшинов. Такому повороту дел отчасти способствовал и сам Тевкелев, поскольку вначале все складывалось достаточно неплохо.

В декабре 1731 г., хан Среднего жуза Самеке и бий Казыбек, сменив гнев на милость, признали себя российскими подданными. Присягу принимал башкирский батыр Таймас, совершивший поездку в Средний жуз. По приезду обратно, он сообщил Тевкелеву, что Самеке "имеет намерение ехать на хонтайшу и войска собирается 6000 человек и двое Салтанов – Барак-салтан и Обалмамбет-салтан, и знатной человек Ченебек-батыр; и как он, Шемяки-хан, возвратитца от хонтайши, и обещал-де видитца с Тевкелевым в собрании их в майе месяце, где могут быть все ханы и салтаны и вся киргис-кайсацкая старшина". В данном случае привлекает внимание перечисление Джанибека среди правителей белой кости, что, безусловно, показывает, какое место он занимал в этот период среди военной знати Среднего жуза.

Встреча Тевкелева с верхушкой Среднего жуза так и не состоялась, хотя тот же Джанибек настойчиво приглашал в свои кочевья российского посланника. Но Тевкелев ехать опасался. Самеке вел какие-то сомнительные переговоры с мятежными калмыками, предлагавшими воевать против России, и складывалось впечатление, что этот хан плевать хотел на свою присягу полугодовой давности. Подозрения подтвердились. Случайно узнав о том, что в Среднем жузе готовится набег на башкир, Тевкелев спешно известил об этом уфимского воеводу. Предупрежденные башкирские батыры сумели перехватить конокрадов, перерубив около 30 человек. О том, кто сорвал набег, вскоре узнали, и над головой Тевкелева еще более сгустились тучи. Все видные правители Среднего жуза требовали крови русского посланника, но их кто-то сумел сдержать. Многочисленные косвенные доказательства позволяют предположить, что этим "кто-то" мог быть только батыр Джанибек. Правда, и ему удалось лишь немного потянуть время.

В ноябре 1732 г., никто уже не собирался слушать ни Бокенбая, ни Джанибека, ни Есета. От них решительно потребовали прекратить оказывать покровительство Абулхаиру и Тевкелеву. В случае отказа, батыры оказывались в состоянии войны практически со всеми остальными племенами Среднего и Младшего жузов. Обстановку накалил набег башкир, в ходе которого в Среднем жузе было убито 100 человек, взято в плен 40 человек и угнано около 2000 лошадей. Старейшины Среднего жуза прислали гонцов к алшинским биям с просьбой не дать уйти русскому посланнику до прихода отряда из Сары-Арки. После этого даже батыр Бокенбай, обещавший в два года саблею привести в подданство всю "Киргис-Кайсацкую Орду", был вынужден признать, что "ежели-де из Средней орды приедут многолюдно, то-де будет будет не без затруднения спасать его, Тевкелева".

Решено было тайно отправить посланника назад вместе с новым посольством от Абулхаира. Казалось, что миссия окончательно провалена, и казахи, сопровождавшие Тевкелева, постоянно испытывали опасения, что за мытарства царского посланника гнев императрицы может обрушиться на их головы. Но Тевкелев вернулся триумфатором, исполнившим наказ Петра I, завещавшего, невзирая на расходы, хотя бы "одной росписью" склонить казахов к принятию российского подданства.

В степи же после отъезда русского посланника страсти поулеглись. Клинки Есета, Джанибека и Бокенбая могли понадобиться в любой момент, поскольку воевать приходилось постоянно и раздувать распрю было совсем не умно. Более того, агитационная деятельность батыров привела к увеличению сторонников идеи установления российского протектората. Вскоре обратилось с прошением о приеме в подданство группа влиятельных батыров и биев Старшего жуза. Их примеру последовали правители племени найман Кучук-хан и Барак-султан. Затем попросил простить ему прегрешения и вторично принять его в подданство и хан Самеке.

Но все эти прошения носили формальный характер, ничем, к примеру, не мешая вражде казахов с калмыками, хотя оба народа теперь считались российскими подданными. После сокрушительных казахских набегов в 1736-1737 г.г., калмыцкие улусы старались не переходить на левый берег Волги, чтобы не подвергать себя опасности. Джанибек и Есет приняли самое деятельное участие в этих набегах.

Следует отметить, что кроме старых счетов у казахских правителей были и другие причины для усиления давления на западном направлении. О постоянных связях и переписке по этому поводу казахских и ногайских правителей российским властям сообщал, к примеру, калмыцкий хан Дундук-Омбо. Дело в том, что в те же годы калмыцкие войска, при поддержке русской армии, несколько раз учиняли страшные погромы ногайских улусов, выступавших союзниками крымского хана и турецкого султана. Таким образом, становясь на сторону ногайцев и совершая нападения на калмыков, казахские правители фактически включались в русско-турецкую войну 1735-1739 гг. И вполне возможно, что они это очень хорошо осознавали. По крайней мере, во время встречи с В. А. Урусовым в 1740 г., тот же батыр Джанибек проявлял явно повышенный интерес к обсуждению результатов этой войны.

Особенно крупным стало нападение казахов в 1738 г. Батыры Алтай, Бокенбай, Джанибек, Есенбай и Есет, перебравшись на правый берег Волги, где зимовали калмыцкие улусы, подвергли разгрому самого хана Дундук-Омбо. Основные силы были в Крыму и на Кубани, и хан не сумел оказать особенного сопротивления. Казахи взяли в плен около двух тысяч семей, захватив в качестве трофея юрту калмыцкого хана и, что вызвало особенную досаду, главные религиозные реликвии: статуи Будды и древние священные книги. Желая реванша, Дундук-Омбо приказал своему сыну Галдан-Норбе вернуться в родные кочевья и совершить ответный поход на казахов с войском в 20 тысяч бойцов, но этот план так и не был претворен в жизнь по причине разногласий между отцом и сыном.

Эти набеги на калмыков, приносящих огромную пользу на турецком фронте, и вовлеченность некоторых казахских правителей (в том числе и Абулхаира) в очередное башкирское восстание против империи серьезно встревожили российские власти. По этой причине, в августе 1738 г., было принято решение о повторной церемонии приведения к присяге знати Младшего и Среднего жуза. В этот раз властям впервые и довелось лично познакомиться с Джанибеком. Он, как и Есет с Бокенбаем, выказал себя убежденным сторонником России и проявил готовность во всем содействовать российским властям. Так, к примеру, Джанибек проявил огромное усердие в спасении участников посольства К. Миллера в 1739 г. Помимо этого батыр ведет постоянную переписку с властями, организовывает приграничную торговлю, способствует освобождению русских пленников и ходатайствует за степняков, оказавшихся в российском плену. Российские власти просто не могли не оценить старания столь преданного вассала, резко выделявшегося своим поведением среди остальной степной знати. Правда, зимой 1739-1740 гг. Джанибек и Есет вновь совершили набег на калмыков, но, как говорили оба батыра Урусову, это нападение было ответным ударом. Поскольку разобрать правых и виноватых в этом то стихающем, то разгорающемся конфликте было невозможно, российские власти смотрели на него сквозь пальцы, следя лишь за тем, чтобы барымта не превращалась в войну.

В 1740 г. была устроена очередная церемония присяги казахской знати. На этот раз, подтвердить или принять российское подданство пожелали 399 представителей степной элиты Среднего и Младшего жузов. В их числе прибыли такие очень влиятельные батыры, как Бокенбай, Есет, Нияз, Нурбай, Серке, Тлеуке. Но особым почетом российские власти обставили церемонию приема именно Джанибека. Он был принят наравне с султанами. Вероятно, российские власти тем самым хотели подать сигнал степным вождям, что верность присягам будет обязательно оценена и вознаграждена. Но неожиданно разразился скандал. Другие основатели "русской партии" Бокенбай и Есет сочли себя оскорбленными и преждевременно покинули съезд. Вместе с ними уехали и сыновья Абулхаира – Нуралы и Ералы, которым также были оказаны меньшие почести, нежели правителям Среднего жуза. Джанибек предпочел остаться, чем испортил свои отношения со старыми боевыми товарищами.

Немного позднее, разгневанный Есет писал Урусову: "Джаныбековым послам у вас честь есть, а моим послам у вас и чести нет. А я Исет таков же как Джаныбек, вы моим послам честь отдавайте". Такое же ревностное отношение к Джанибеку сложилось и у многих других видных представителей степной знати. В экстракте Оренбургской комиссии от 31 января 1742 г., сообщалось, что султан Барак крайне негативно относится к российским властям "с таким выговором, что ево признают хуже простого человека, а имянно: Джанбека и протчих батырей".

Примирила батыров только война. В 1741 г., казахи оказались втянуты в столкновения с калмыками, туркменами, джунгарами, каракалпаками. Почти все эти угрозы удалось ликвидировать, и нерешенным оставался только джунгарский вопрос. Военные столкновения с джунгарами, за исключением отдельных успехов, закончились полным поражением. Хан Среднего жуза Абулмамбет в результате поспешного бегства оказался на Яике, а султан Аблай в одном из боев попал в плен. В Туркестане хунтайджи утвердил нового хана – Сеита.

Понесшим тяжелые потери казахским родам и племенам не оставалось ничего иного, как просить перемирия у победителей. Джунгары, которым победа далась тоже нелегко, со своей стороны на стали возражать против этого предложения. В мае перемирие было заключено.

Осенью 1741 г. были начаты переговоры, в ходе которых Галдан-Церен выдвинул очень жесткие требования. Десять знатных семей Среднего жуза должны были представить своих представителей в качестве аманатов-заложников. Также необходимо было выдать смутьяна Карасакала и выплачивать ежегодную дань. Для обсуждения заявленных требований в степи состоялось несколько крупных собраний. Джанибек с самого начала категорически отказался давать своего сына в аманаты и заявил, что от него хунтайджи может получить лишь пулю или стрелу.

В такой обстановке российскими властями в 1742 г. была организована новая церемония присяги на верность "дщери Петровой" - императрице Елизавете. Всего чуть более десяти лет прошло к тому моменту со времени приезда в степь первого русского посланника, но жизнь уже серьезно успела развести друзей-соратников. Бокенбай погиб, а Есет, возглавивший союз жетыру, даже не пожелал явиться на встречу с российскими властями. Безусловно, это было связано с его ухудшившимися отношениями с Абулхаиром и Джанибеком, которые приехали на съезд. Джанибек был вновь осыпан подарками и удостоен звания тархан. Этот древний тюрко-монгольский титул изначально присваивался лицам, освобожденным от всяких налогов и повинностей, и обязывал только к несению военной службы. У казахов особой надобности в подобном титуле не было, но неожиданно звание тархана приобрело серьезное значение. Н. П. Рычков отмечал, что тарханы "в народе ежели не превосходят, то верно не уступают они силе ханской".

Джанибек в официальных бумагах стал именоваться даже не просто тарханом, а Первым тарханом. Он вновь принес клятву твердо стоять против всех врагов ее императорского величества. Сам И. И. Неплюев, комментируя это событие, сообщал, что "для баланца между всеми в надлежащей консидерции содержать… Джанбек тархана, которого я в бытность мою при Орске, нарочно тарханом определил, усмотря, что он в народе самих ханов и Салтанов не меньши силен и почтен".

Присягу свою Джанибек соблюдал верно. Именно он дал проводника российскому посольству под началом майора К. Миллера в начале сентября 1742 г., отправленному в Джунгарию через казахскую степь. Пользуясь случаем, Джанибек решил даже взыскать ущерб за разграбленный в 1738 г. караван (который возглавлял как раз Миллер) с батыра Койгельды. Правда, попытка эта провалилась. Койгельды, пользовавшийся репутацией первого батыра Старшего жуза, сначала долго тянул время, а потом заявил, что "российский караван завоевал он, и ежели русский командир за тем хочет жить, то б в здешнем улусе жил у ково хочет, только б Джанбек-батырь поехал домой и ему-де до того дела нет".

Весной 1743 г., Джанибек решил включиться в войну Джунгарии и Коканда. На стороне Коканда к тому времени уже воевали казахские племена шашышклы и канглы. И среднеазиатский правитель Абд ал-Карим-бек был совсем не прочь обзавестись дополнительной помощью. За разрешением начать военные действия против джунгар, Джанибек обратился к российским властям. Он также стал активно призывать начать войну против джунгар всех влиятельных казахских вождей Среднего жуза. Однако в планы российского правительства осложнения с Джунгарией не входили, а практически все известные казахские бии и батыры ожидали, какими результатами закончится поездка в Ургу батыра Малайсары. В итоге между казахами и джунгарами был заключен долговременный мир, что стало неприятным сюрпризом, в первую очередь, для России, поскольку Галдан-Церен теперь без помех стал готовиться к войне за Иртыш. И лишь вновь обострившиеся отношения с Кокандом отвлекли внимание хунтайджи от северной границы.

Особенно досадным для российских властей стало то обстоятельство, что число их сторонников в казахской степи теперь значительно сократилось. Даже Абулхаир, испортив отношения с начальником Оренбургской комиссии Неплюевым, стал совершать набеги на русскую границу. Явно стараясь дистанцироваться от хана, 14 июня 1743 г. в Орскую крепость для встречи с российскими властями прибыли Джанибек и Есет. На этой встрече Есет также получил титул тархана. Впрочем, конфликт между батырами вновь дал о себе знать. Как докладывал Неплюев, он "оного Исет-батыря вторым тарханом (нарочно для сего, чтоб первенство при Джанбеке оставить) определил". Джанибек, прибывший в сопровождении большой свиты, вновь был удостоен особых почестей, что стало ударом по самолюбию Есета.

Но надо отдать должное батырам, что в случаях внешней угрозы, они, забывая о своих обидах и трениях, по-прежнему выступали единым фронтом. Так, например, когда в ноябре 1746 г., знать Младшего жуза вновь ополчилась на своего хана, Есет своим заступничеством спас Абулхаира. В том же году, когда каракалпаки разграбили караван, направленный бухарским ханом к Абулхаиру, Джанибек и Есет немедленно откликнулись на ханский призыв и привели свои отряды. В результате стремительного набега зимой 1746-1747 г.г., каракалпакские улусы были разгромлены и оказались вынуждены спасаться в Аральском владении. Но батыры шли по пятам и осадили городок Шахтемир, в котором укрылась значительная часть каракалпаков. Как сообщал сакмарский казак М. Асанов, 12 дней казахи стояли под городом, а на "тринадцатой день, по совету Исет-тархана, пошли к городу приступом пеши и тот город сломили; причем друг з другом не токмо саблями, но уже и ножами резались".

Несмотря на свой преклонный возраст, Джанибек и Есет до последних дней жизни не сходили с политической сцены. В июне 1748 г., когда состоялся крупный курултай с участием около 500 батыров и биев Среднего и Младшего жузов, на котором единодушно было принято решение о прекращении враждебных действий в отношении России и выдаче всех пленников, Есет и Джанибек обещали оказать Абулхаиру полное содействие в решении этих вопросов.

Правда, когда в августе Абулхаир был убит султаном Бараком, аксакалы не спешили выступать на стороне жаждавших мести сыновей своего боевого соратника. Тем не менее, именно благодаря Джанибеку, осенью 1748 г., новым ханом Младшего жуза был провозглашен старший сын Абулхаира - Нуралы. Немного позднее его кандидатуру поддержал и Есет. Таким образом, люди, когда-то избравшие ханом отца, почти сорок лет спустя сумели привести к власти и сына.

Есет умер в 1749 г. (по другим сведениям – в 1750 г.). Джанибек, поддерживая сыновей Абулхаира, в феврале 1750 г. совершил последний поход в своей жизни на каракалпаков, аральцев и туркменов. Это нападение было связано с участившимися отказами платить пошлину со стороны купцов. Кроме того, сыновья Абулхаира были не прочь овладеть хивинским престолом, в чем их всячески поддерживал Джанибек.

Интересно, что после подозрительной смерти Барака, Джанибек предоставил убежище в своих аулах детям покойного. Этот шаг вызвал множество различных кривотолков, но оказалось, что батыр хотел лишь примирить два чингизидских клана, породнив их между собой. Но этой задумке уже не суждено было сбыться. В 1751 г. Джанибек скончался в своих кочевьях.

Прошло совсем немного времени, и имена Джанибека и Есета стали легендами. Размолвки и интриги были забыты, а в памяти народной сохранились лишь подвиги великих батыров. В соответствии с нехитрыми казахскими религиозными представлениями, Джанибек и Есет, а также Абулхаир и Бокенбай превратились в святых. Люди совершали паломничества к могилам батыров, просили их о покровительстве и заступничестве, приносили в жертву скот, чтобы умилостивить аруахов. И это было естественно. Батыры, возвратившие, казалось, навсегда утраченные земли от Эмбы до Яика, представлялись потомкам какими-то полусказочными персонажами, ниспосланными самим Небом.


Асель
asel1780@mail.ru
17-11-10 10:40
Я аргын - томай.
У меня просьба к Канату. Вы могли помочь мне узнать побольше о своем роде.

Камила
kamillochka.m@mail.ru
09-11-10 17:34
всем привет! я из рода Аргын - басентин г.Павлодар
Айткен Ахметбеков
Aitken_07@mail.ru
01-11-10 19:33
Привет всем! Я из рода Конырбай Сарым, мой отец с шетского района Карагандинской обл. село Аксу Аюлы. Может кто подробнее знает о нашем роде и наших предках? Заранее благодарен. Пишите буду рад на Aitken_07@mail.ru
ashat
ashat_rakishev@mail.ru
13-10-10 00:53
Всем привет Я, басентиин-сырым урожениц Жанаркинского с.Айнабулак.
Айн
Ainach-90@mail.ru
30-08-10 21:53
Я знаю что сырымдар живут в павлодаре,Баянауыле
УМИТЖАН
DZHAOMIN@MAIL.RU
29-08-10 09:45
ХОЧУ УЗНАТЬ,АРГЫНЫ -КУЛУМБЕТЫ.
Жайнагуль
merei250901
27-08-10 23:38
Я из рода Басентиин Сырым Малайсары,живу в Караганде.мне известно,что наш род из северных областей Казахстана. Подробностей мало, но также как и вы хочу все знать. В Павлодарской обл.живут Басетиины Кушук.
Кайрат
kairaku@mail.ru
16-05-10 14:06
Я из рода Басентиин - Кошеншерек! Хочу узнать историю своего рода. Если кто знает отзовитесь!!!!
Алмас
almas74-74@mail.ru
13-05-10 15:13
Хочу узнать как можно больше про род Сырым6 давайте обмениваться информацией на эту тему
Шаризада КИТЕБАЕВА
SHARIZADA@GMAIL.COM
09-05-10 13:42
узнать родословную свою.Я бодене аргын отец Кабиден.его отец Баяхмет.далее Жулат.Бегдан.Каражау.Кунту батыр.далее не знаю .
Азат
azat.23@mail.ru
23-03-10 10:03
Я Сырым - Досым. давайте общаться братья и сестры заходите в сообщество мире "Агрын-Сырым все сюда"
канат
kanat-bekeshev
11-03-10 12:44
ошибочка: чин Жанибек тархана равнялась чину генерал полковника, чин генерал- майора был у Есет батыра, тоже тархана, но младшего жуза. Похоронен Тархан Жанибек в мавзолее Ходжы Ахмета Яссави. Кабанбай батыр и Богенбай батыр там не похоронены, а то девушка писала про батыра и указала, что его сподвижниками были Кабанбай и Богенбай и они похоронены в Туркестане, потом пойдет путаница, не знаешь не пиши.
канат
kanat-bekeshev
11-03-10 12:31
Токал аргыны никогда не жили в киши жуз. Потомки шакшак батыра жили и живут в торгайском регионе Костанайской области, оно кстати граничит с Актюбинской областью, которая и явялется киши жуз. Ошибка пошла от Шакарима, и все это копируют, потом получается пунаница, как получилось с Ер- Жанибеком, на надгробном памятнике которого указано, что он явялется сыном Кошкара, то есть Кошкар улы Ер- Жанибек. На самом деле Кошкар улы Жанибек это другой батыр.У Шашкшак батыра было шестеро детей- Бакай, Кошей, Дузей, Есназар, Акназар и Томай. От второго сына- Кошей батыра родился сын Кошкар, сыном которого является Легендарный Жанибек батыр(Тархан Жанибек). Отец Ер- Жанибека попросил Тархан Жанибека дать благословение его сынук и дать ему имя.Батыр благословил и дал свое имя. Где- то говорится, что Ер Жанибек воспитывался у Тархана, нет, Тархан его не воспитывал. Шакшак Жанибек был сподвижником Аблай хана, одержавшмй победу в 11 поединках (жекпе-жек).К слову: Тархан- чин равная по значимости к чину генерал- майора русской армии того времени. Влияние Тархана распространялась и на киши жуз, может поэтому Шакарим указал, что Токал Аргыны живут в младшем жузе. Потом Даирхлджу Кобланды батыр убил не силой, как это скопировала девушка и указала у себя, это информация не верная. Даирходжу (Ак жола) Кобланды убил на охоте, то есть из подтишка, поэтому аргыны ушли с Жанибеком и Кереем от Узбек хана. Была бы это честная драка кто бы обижался. Ураном всех аргынов было Ак жол, но Тархан Жанибек у токал аргынов сделала ураном Аманжол, имя отца Шакшака. Аргын это не ру, это тайпа, так вот я токал аргын, руым томай. Если кто хочет пообщаться, узнать насчет токал аргын, всегда готов помочь. Кстати шанырак Шакшак батыра у томаев, но я не знаю у кого, хотелось бы найти, посмотреть. Если есть информация, которая помогла бы найти шанырак, поделитесь.
Рамзиля
Sagatdi@mail.ru
09-01-10 22:31
Интересно! Мне дедушка говорил, что наши дальние рдственники проживают в Казахстане. Ринат Нарыков может вы наша родня. Моя фамилия Нарыкбаева, и тоже потомок Нарыка би.
Копбаев Женис
kopbaev85@mail.ru
13-12-09 10:02
Я Сырым-Досым Павлодарская обл.
Ержан Уалиахметов
Ergio-86@list.ru
06-11-09 13:01
Я сырым, С Кокшетау. ни чего незнаю. напишите мне на мыло кто мы.
Айнура
ainur_ipc@mail.ru
01-07-09 14:45
Приветствую всех, Дана я тоже потомок Деріпсалы батыр, напиши мне на мой адрес
Нургуль
snurgul@list.ru
27-03-09 19:37
Привет всем, я из рода сырым (сексен) басентийн-аргын, Павлодарская область.

Аргыны появились в 13-14 веках после монгольского завоевания. Одним из Родоначальников Аргынов был Котан-би. Известный акын и бий доживший до ста лет. Его сын Акжол (Даирходжа) был одним из двух советников Абулхаира узбекского. Вторым советником был легендарный Кара кипчак Кобланды-батыр. Акжол отличался умом, а Кобланды силой. В итоге Кобланды завалил Акжола, но ханский суд оправдал его за "недостаточностью улик". В итоге два друга Акжола Джанибек и Кирей восстали против Абулхаира и откочевали в Чу к моголам. Так появилось казахское ханство.

После смерти Абулхаира его ханство распалось на 3 части:
узбеков
казахов
ногайцев.
Из-за того что Абулхаир оправдал убийц Акжола, ни один аргын не остался у него в подчинении, а также в подчинении его потомков узбеков. Так что среди узбеков нет аргынов.
Зато они были у ногайцев. И впоследствии многие аргыны занимали важные посты в Крыму, казани и Астрахани.
Тынышпаев пишет, что канжигалы упоминается еще в 1420 году во время походов Барака, отца Джанибека, на Ташкент.
В 1917 году количество аргынов было 890 тысяч (1-ое место байулы - 1030 тыс, 3-ее место найман 830 тысяч)
2. Генеалогия
У Аргына был сын Кодан. У него сын Акжол (Даирходжа). У Даирходжи были следующие потомки (у разных авторов даны разные генеалогии)
1. Старшие аргыны: куандык, бегендык, суюндык, чегендык, камбар, каракесек (Казыбек-би)
2. Жети Момын: Атыгай, Караул, Басентиин (Малайсары-батыр), Канжигалы (Богенбай), Тобыкты (Абай и Шакарим), сарыжетим и шакшак (Джанибек-тархан)
А у Таракты 5 детей:
Бодене, Борелтай, Алакоз,Шауке, Кармыс.
По Акселеу Сейдимбеку Таракты сын Аргына, по Есболу Сарсекееву «Мать таракты была дочерью Болаткожи(предок каракесеков), внука Даирходжи».

Версия Шакарима

Потомок Аргын-аги - Кодан. Его сын - Даирходжа (Акжол). От старшей его жены- Караходжа. От младшей-Суюндик.
1. Токал-аргыны
От Суюндика - Саржетим и Шакшак. Их потомки - в Младшем жузе. Называются токал-аргыны (аргыны от младшей жены - пер).
От старшей жены Караходжи - Мейрам. От его младшей жены Момын - Карасофы, Кенжесофы, Баесеинтийн.
2. Тортаул
От старшей жены Мейрама - Куандык, Суюндик, Бегендик, Шегендик. От младшей - Болат. От Куандыка четверо сыновей - Алтай, Карпык, Темиш, Барушы. У Суюндика трое своих сыновей-Жанболды, Колболды, Орманшы и усыновленный - Каржас. Потомки этих четверых назывались тортаул (четыре аула). Сын Бегендика-Козган, сын Шегендика - Каксал.
3. Каракесек
От Болата - Майхы и Бошан и два приемных сына-Жалыкпас, Камбар. Потомки этих четверых-зовутся каракесеками
4. Жети Момын
У вышеназванного Карасофы, что родился от младшей жены Караходжи, было два сына-Атыгай и Караул. У Басентина было три сына - Айтей, Байымбет, Жанай. У Кенжесофы было два сына - Канжыгалы и Тобыкты Эти семеро в народе получили прозвище по имени своей бабушки Жеты Момын ("Семеро от Момын" – семеро спокойных).

dauren
dau_022@mail.ru
17-02-09 20:09
В марте откроем сайт syrym.kz(шежире рода Сырым-Басентиин-Аргын)-очень много информации-потерпите!!!
Аскар
Askar_koshenshir@mail.ru
07-02-09 18:09
Я из рода Сырым,Басентийн Сырым-Досым.Кто знает по имённо происхождение рода начиная от начала из Аргынов далее
Назарбек
nazar_6@mail.ru
03-02-09 19:31
Басентин-Сырым-Малайсары батыр Жаннаркинский р-он.
707
23-01-09 19:43
1.Асель, или вы обладаете найболее достоверной версией 7 ата или что-то путаете. Сарым-Токсан-Мастан-Дайыр-Конырбай... в шежире есть такая последовательность, но вместо Дайыр указан Мамыр. Может это его брат ? Надо бы еще дополнить.
2. Нурлану , среди Сарымов есть ветвь ҚҰЛЖАН-АЙДАБОЛ-ДЕРІБСАЛЫ-( КАРАМЫС,
КЫДЫРАЛИ), последние две имена сыновей Дербисалы. Можете дописать ?


Асель
serik-asel
23-01-09 13:36
не путайте Сарым на Сырым.Я из рода Сарым-Токсан-Мастан-Дайыр-Конырбай-Конысбай-Алтайбек-Нихамбек-Байзак-Айдос мой брат. Я с Шетского района из села Жумыскер.Пишите буду рада!
Нурлан
tusupbekov_n@ktgd.kz
17-09-08 16:07


Я рода сырым каракесек
Наши места Аксу-аюлы Шетский район потомки Дерипсалы батыра
Сейчас живем в Алматы


Асан кайгы
asan-kaygy@yandex.ru
15-07-08 16:01
Даурен, вышлите плиз электронку на почту.
П.С. заранее спасибо
Бейбіт
king_beibut@mail.ru
15-07-08 11:13
Всем салем. Я сырым. Я из Павлодарской области.
Кайрат
21-06-08 09:56
На elim.kz есть файл с шежире Аргынских каракесеков. Там вы непременно увидите имена своих предков, ориентируйтесь на уже поступившие жети ата наших современников. В некоторых ячейках указано где и какие рода проживали. На данное время количество поступлений с данными о своих жети ата перевалило за 140. Кстати, сайт объявил номинации на самый полный, разветвленый шежире родов Казахской генеалогии. Я просмотрел наше шежире (Аргын- Каракесек) уже сейчас он один из самых "тяжеловесных". Правда подсчитать количество имен не получилось, а вот строк внем 11000.
Дана
sergan_alihan@mail.ru
19-06-08 16:47
Привет всем САРЫМАМ! кто есть из Дерпсалы? отзовитесь
Аскар
09-06-08 00:08
Ребята Сырым - родовое ответвление Аргынов и оно встречается во многих подродах Аргынов. Например есть Сырымы внутри Каракесеков, как Нурлан. А есть Сырымы внутри Басентиынов.Во многом определит какой Сырым именно вы может помочь знание региона где жили предки или откуда вы родом. Например, Павлодарская область - Басентиины. Из басентиинского Сырыма вышел батыр Малайсары.
Даурен
dau-022@mail.ru
07-06-08 21:36
книжка вышла,могу прислать по почте или электр.версию
Асан-кайгы
30-05-08 12:35
Даурен, книга вышла или нет.
Алия Сырымова
glamourous_90@mail.ru
20-05-08 14:10
Привет всем. Я тоже из рода Сырым. Живу в Павлодаре.
Что интересного можете рассказать про наш род?
Арман Маралов
Arman_maralov@mail.ru
02-04-08 20:29
Салем всем! Я тоже Сырым, не Сарым!
Я с Павлодара. Есть родственники? Откликнитесь...

Даурен
dau_022@mail.ru
01-04-08 02:13
Мой отец (профессор ПГУ)готовит к изданию шежире рода Сырым -54 стр.Выход 15 апрель.Могу прислать электр.версию.Можете успеть успеть вставить себя(муж.)
асхат
ashat007@rambler.ru
15-03-08 23:14
АРГЫН-это племя(тайпа). Род(ру) называется БАСЕНТИIН. СЫРЫМ -это ветвь(тармагы) этого рода. P.S.
Справочная Капакесек
22-02-08 17:04
САРЫМ (-ОТЕМИС,ТОКСАН)
Токсан-Мастан-Кожагул, Кулжан (-Айдабол-Шандыген) От Шандыген-Торак,Жанторе.


Рустам
Stam_Azrael@mail.ru
21-02-08 16:36
Расскажите мне то нашем роде!
Рустам
Stam_Azrael@mail.ru
21-02-08 11:40
Здравствуйте, мой род срым. Кто может помочь мне узнать хоть что-нибудь о нем? Заранее спасибо!
Алия
08-11-07 11:40
: )
Пока!!!
Алия
08-11-07 11:38
То что написано я не понимаю. Все так запутано. Ниче не поняла. И вобще мне кажется такого рода нет. Я живу в Павлодаре. Вроде бы все от сюда. Мы наверно инопланетяне.
Ринат Нарыков
ren25@yandex.ru
09-07-07 18:23
Недавно нам удалось расшифровать клановую принадлежность одной из весьма интересных, можно сказать, выдающихся фигур, из истории Казанского ханства первой пол. ХVI в. - Чуры Нарыкова, являющегося главным героем общетюркского эпоса "Чура батыр." Оказалось, что он принадлежал к клану Аргын. Про него в "Казанской истории" сказано: "...большой князь Чюра Нарыкович, властель казанский, власть имея над всеми казанцы". Если учесть, что при его убийстве в 1547 г. людьми Сафа-Гирея хана, с ним находилось "500 служащих раб его..., и всех ратных с ним 1000...", то становится понятным, что мы в данном случае имеем дело с крупным феодалом. По нашему мнению, князь Чура (Чура бек) являлся предводителем клана Аргын - одним из карача-беев в Казанском ханстве. Об этом же говорит и одно место из эпоса "Чура батыр": при рассказе о приходе героя из Крыма в Казань, сообщается, что он прибыл "в отцовский юрт". Из нескольких вариантов родословной Чуры, в одном содержится информация о местах проживания предков и родственников Чуры-батыра. В частности, один из его предков жил в местности "Караваево" и оттуда переселился в "деревню Кара Гужа". Караваево - это предместье Казани, а Кара Гужа - село недалеко от города, (впервые упоминается в 1553 г. ). По писцовой книге 1678 г. это село отнесено к Галицкой "дороге", хотя в 1646 г. оно числилось в Алатской "дороге". Из вышеприведенной родословной видно, что один из братьев "Чура бия" поселился в д.Яки (Ўґке). Этот населенный пункт был известен в 1550 г. как центр, по которому была названа "Якийская дорога". Указанные селения явно не были обычными поселениями: в д.Кара Гужа существовало какое-то земляное укрепление, а д.Яки, как уже было показано, являлась центральной для "дороги" - скорее всего, Галицкой. Можно предположить, что территория именно этой "дороги" и являлась княжеством Аргынов.
Необходимо, возможно, учитывать, что в Казах(к)стане есть р. Нарык.
улан
09-07-07 12:53
сарымы есть в шетском районе карагандинской области
boran
boran57@mail.ru
19-06-07 20:28
Сјлем Нўрлан !
Аргын - Каракесек - Сарым - Шјндіген... прошу дополнить для внесения в шежире. Можеш написать на указанный адрес.

Фаина
Torch_l@mail.ru
19-06-07 18:53
Люди, ну должна же быть какая-то литература о великих сынах рода срым, аргынов! буду признательна за любую информацию
кайрат
argyn2007yandex.ru
18-06-07 12:53
привет всем. я из рода сугыр. кто что знает напишите. пожалуйста
Нурлан Адамбаев
nuny83@mail.kz
11-06-07 16:03
Здравствуйте, Алия. Насколько я знаю этот род назавается Сарым, я сам из этого рода (Аргын - Каракесек - Сарым - Шәндіген)
123
2 Алия
27-05-07 15:54
а из каких мест происходят твои предки, родственники ?
Алия
21-05-07 20:16
Я тоже рода срым.
только не знаю ничего о нем и хочу найти.



Ваш ответ
Ваше имя:
Обратите внимание, что этом форуме можно писать только по-русски. Для общения на казахском приглашаем в казахские форумы.
Также запрещены тексты, набранные ЗАГЛАВНЫМИ и latinicey.
Ваш e-mail:
Текст:
Код на картинке:

обновить код
 








© 2002—2017   | info@kazakh.ru   | Блог  | О проекте  | Реклама на сайте | Вакансии 
Группа Вконтакте Микроблог в Твиттере Сообщество на Мейл.ру Канал пользователя kazakhru - YouTube