Форум Kazakh.ru - Тема «Токсаба» http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281 ru -18281-2450942 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2450942 Ответил АлияEsentaevaliya060586@mail.ru Thu, 26 Mar 2020 21:12:25 +0300 -18281-2397708 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2397708 Ответил Муратбек Токсабаmuratbektoksoba@mail.ru Thu, 25 Oct 2018 22:59:46 +0300 -18281-2391490 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2391490 Ответил кок-туркkazak.1944.@ ru Sun, 2 Sep 2018 07:26:45 +0300 -18281-2390168 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2390168 Ответил Сабит Трумовtrumos@kpo.kz Sun, 19 Aug 2018 17:15:48 +0300 -18281-2378398 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2378398 Ответил СаматSamat.abilov.1997@mail.ru Tue, 1 May 2018 17:54:27 +0300 -18281-2373668 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2373668 Ответил Галиматbekskeks99@mail.com Sun, 25 Mar 2018 20:06:51 +0300 -18281-2358689 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2358689 Ответил Зайдуллаzvaispov@mail.ru Tue, 12 Dec 2017 08:39:02 +0300 -18281-2357453 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2357453 Ответил Арсланarslan2307@mail.ru Tue, 5 Dec 2017 07:14:05 +0300 -18281-2353893 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2353893 Ответил Сейитхан Канааттчseyitxan_23mk@mail.ru Sat, 11 Nov 2017 19:05:32 +0300 -18281-2341669 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2341669 Ответил Трумов Сабитtrumos@kpo.kz Fri, 1 Sep 2017 13:22:28 +0300 Звоните мне + 7 771 4333928]]> -18281-2341094 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2341094 Ответил Ilaşcu Yurietipograf_iurie@yahoo.com Mon, 28 Aug 2017 10:17:35 +0300 Гюнер АКМОЛЛА, писательница
татарского и румынского языков, Констанца, Румыния;
Юриe ИЛАШКУ, доцент КПУ « I. Creangă», Кишинев, Молдова.




В конце июля 2017 года авторы съездили с осведомлительным визитом в селе Toксобень, Фалештского района, Республики Молдова, с целью поиска следов предков кипчаков (qâpcegi). Первоначально в населенный пункт поселились и жили татары-кипчаки, приблизительно начиная с 1241 года, а затем был подвергнут «молдованизации» в XIV-XV веках. Топоним Toксобень происходит от этнонима Toqsoba, а русская хроника от Ипатьевского монастыря называли их - Токсобици [1, стр 34.].
В лeт̑ . ҂s҃ х҃ ѯ҃ . [6660(1152)]… Изѧславъ… съкупѧ всю свою дружину… и вси Чернии Клобукъı . и Киӕнъı лутшии . и всю Рускую дружину и поиде . и ӕкоже приде къ Дорогобужю… тогда же Ӕрославичь Ростиславъ . с брат̑ею и с Рѧзанци . и с Муромци . поидоша съ Гюргемъ . а не ѿрекоша ему . тако же и Половци . и Ѿперлюеве . и Токсобици . и всѧ Половецьскаӕ землѧ

Село Toксобень является населенным пунктом Фалештского района, расположенный при 47°39'02" северной широты, 27°59'16" восточной долготы и средней высоты 61 м над уровнем моря. Деревня расположена на аллювиальном поле Равнины Среднего Прута, зона чрезвычайно богатая археологическими ландшафтами от палеолита до современности. К северо-востоку холмистый ландшафт деревни имеет общий вид более фрагментированый, но достаточно лесистый, с максимальной высотой 180,2 м, над у́ровнем мо́ря.

Обвалистая земля в окрестности деревни Токсобень, где в начале XX века находилось село Врэнешть, в связи с этим часть жителей переместились в Токсобень, образовывая улицу Надел. На горизонте мы видим вереницу деревьев вдоль маршрута Скулень-Фэлешть (R-16), где переехало другая часть населения, образовывая маленькую деревню с таким же названием Врэнешть, но также называют и «În Deal la Ciurcani(На холме Чурканов)», от имени фамилии Чурка, которые составляют большинство и их фамилия кипчакского происхождения прошла насильственную драму христианизации. На расстоянии приблизительно 4-5 км в сторону Фэлешть, обнаружили место бывшего поселения Kischla nigul SÜrb теперь лишь овраг с кустарниками. Выше от этого татарского поселения(selişte tătărească!), как называли их молдавские древние летописцы находилась и вторая с близким именем, Kischla anigul, за населенным пунктом Бокша (6-8 км севернее).
Семья Чурка, так они были записаны в церковней книге Врэнештской церкви, дало согласие на демонстративное отречение от Ислама и перехода к Православию, чтобы не была депортирована в Крыму по распоряжению царских оккупационных властей в 1806-1807 гг.(тогда были депортиванно последние 5000 «молдавских татар»). В связи с этим власти заставили переселяться ближе на 5-6 км., к Врэнештской церкви, со строгим требованием прийти на все богослужения, совершаемые в течение года. Происхождение названия фамилии Чурка было взято от едкого оскорбления данной российскими шовинистами, адрессованой ко всем представителям народов нынешних государств Центральной Азии. Оскорбление «чурка» произошло от русского глагола «чурить прищуриваться, (псковск., тверск. (Даль), см. щурить. прищурить глаза, пощуриться», сузить глаза, делая глаза суженными, намек на принадлежность к монголоидной расы всех тех кто относился к татарам, башкирам, узбекам, казахам, киргизам, и т.д.
Село Toксобень является населенным пунктом Фалештского районаи согласно переписи наседения 2014 года имело население 1483 жителей. Прямое расстояние до г. Фалешть - 22 км, до города Кишинев составляет 140 км. В состав коммуны(сельского совета) Токсобень входят следующие населенные пункты: Токсобень, Врэнешть («На холме Чурканов», 36 человек) и Новая Хрубна (360 жителей).





Герб и флаг района Фэлешть разработанные в 2004 году. Не знаю от каких идей был вдохновлен автор, но но не верю чтобы был осведомлен о так называемом «кипчакском периоде района», по крайней мере с семью топонимами: Toqsobeni, Teleneşti, În Deal la Ciurcani, Kischla nigul SÜrb, Kischla anigul, Kischla-Mândreşti, Ciuluk - село иi Ciuluk – ручеёк, все уральско-алтайскогое происхождения, кроме În Deal la Ciurcani (Doltu и Katranâk еще уточняются!).
Известно, что предки кипчаков или куманы здесь развернули свои большие повозки(теле), став хозяевами Буджака, Карпатов и Балкан, ездили верхом на известных татарских лошадях по обширной степи, называемая Дешти-Кипчак. Дороги прошлых веков пересекающихся то в сторону Бахчисарая, то в сторону Солхат - Эски Qârâm или, недавний, Старый Kрым, иногда по Дунаю в сторону Вены.
Название «Toquz -oba», откуда происходит сначала этноним Токсобици, а затем и топоним Toксобень с десятками вариантов смыслового значения, которые будут включать в себя не одну страницу, опережают и формы в которых «T» появляется как «Д». Подобное читаем в крымскотатарско-румынского словаря Танер Мурата: «doqâz» номер девять; включающий и грамматические производные, а также doqâzau, doqâzar, doqâzbay, doqâzlâq, doqsanyil и др.; «тoqâz (авторы использовали «к» и для «q») флаг с девятью перевязями; прилагательное крымского наречия; член девяти благородных наций; член союза тех девяти священных перевязей» [2, стр.101]. Мы поддерживаем идеи, упомянутые здесь значительными пословицами насчет числа «Doquz» с вариантом «toquz», чтобы объяснить значение широкого использования, откуда появилось и значение числа или термина «святой»: «Doquz ulum bolgaşî, oturaq bâr qartâm bolsân» / Чем иметь девять сыновей, лучше иметь беспомощного старика; «Doqsansâz torgau şârlamaz, toymay oksîz cârlamaz» / Малиновка не чирикает пока не минуют те девяносто дней осени, сирота не поет, пока не насытится» [3, стр. 44]. На втором этапе нашего доказательства будут распологаться названия поселения с других территорий населенных в прошлом или в настоящее время, кипчаками или прямыми их потомками (в связи с этим приходим с аргументом, что современный язык татарского народа имеют 90% происхождение от кипчакского, а остальные 10% являются монгольского, русскогое, скифского, греческого происхождения. Добавляя текст песни о миграции, можем полностью определить образ общего прошлого: «Qazan, qazan, et astân/Soganân yoqmî, cipiyâm/Oz bașâna toy yasap /Tuganân – îruvân- yoqmî, cipiyâm» [4, стр. 140]. Известна роль языка в выживании побежденного народа. Является музыкальное и художественное выражение этой пословицы, которые напоминают века угнетения: «Tâlân cöytqan, soyân cöytar”»/«Тот кто теряет свой язык, теряет свой народ»!
Исходя из этих соображений, отправились в Toксобень. Был дождь, наша поездка стала историческим символом, при входе в деревню огромная радуга пересекла небо как будто связывая меж собою века.




Юриe, Гюнер, Адель и конечно вечная радуга
Радуга названа во все турецко-татарские языки, от японского берега до венской стены «ebem quşagî», переводится как «пояс (пуповинное) рождения!» В более широком смысле имеет выражение: акушерка, мать, вечность.
Таким образом, деревня Toqsobeni находится между кунской провинции в Венгрии (где есть люди, носящие имя Токсаба!), селами Toqâzsufî в Румынской Добрудже, Toksuf в Анатолии и Doqzuv в Узбекистане, далее идут в сторону Казахстана. Поскольку физический тип и ДНК из крови иследованные в период 1920 - 1940 г.г., становится «сильным» аргументом, чтобы продемонстрировать родство Румынского Пространства с Центральной Азии (E. Питард, Народы Европы). В Казахстане антропонимы и топонимы, такие как: Doquz Bulaq, Toba, Tuba, Tuva, Tele (в Алтайских горах), Toka (Монголия), термины Nayman, Urum, Oguz, Bulgar, Saka, Yakut, Yugur, названия народов уральско-алтайского происхождения, как в прошлом, так и в настоящем.
Интервью г-на В. Болокан, с выдаюещим историком Нягу Джувара (мы заимствовали как резюмированную идею с интернета), обобщают идеи из книги «Краткая история румын изложенная молодым» [5, стр. 53]. «Что произошло с массой куманов, которые приняли христианство в 1228 г.»? Когда приблизилась монгольская волна, их руководитель, хан Котян попросил разрешения Венгерскому королю переехать со всеми Карпаты, чтобы укрыться от грозного Батыя, но что стало после этого?, кипчяки погибли все до единого, исчезли, испарились?
В качестве дополнительного аргумента татарско- кипчакского происхождения местности является и наличие второго топонима Теленешть, также кипчакского происхождения. На так называемое место «Семь Мэриоаре», авторы локализовали ту маленькую окраину, расположенной между Миклеушень и Toксобень, но населёная первоначально теми же кипчаками, только ,,tele-”. Понятие ,,tele-” было первоначальное название, которое приобрело в кaрaкaлпaкском языке форму «telengen», а у русских получило название «телега» [6, стр. 378]. На румынском будет как эквивалент архаичного локального слова, teleaga. Tele-şenii (теляги) были из вспомогательной армии Токсобици на тележках с очень большими колесами, которые транспортировали необходимые продукты военным кампаниям, но они были экипированы и палатками, где они спали. Они занимались не только транспортом, но и изготовляли эти телеги, там на этой улице десятилетиями назад были ещё потомки, носителей фамилии Ковальчук! А обилие фамилий Ротару(на русском Колесник!) в селе, не объясняется передачей этой профессии местным уроженцам или вновь прибывшим?


Телега кипчаков представлена в российской хронике XII-го столетия, наездник на лошади - «Teleaga - ездовой», который водит лошадей. В подтверждении мы имеем те 74 фамилии Teleaga, проживающие в 26 населенных пунктах Молдовы и более 200 в Румынии, которые имеют этимологическое происхождение от слова tele. Мнение о европеоидности кипчаков, основанное на сомнительных письменных источниках, труднодоказуемая. Больше доверие вызывают данные палеоантропологии, основанные на археологические находки. Здесь главное условие достоверности верная этническая идентификация палеоантропологического материала, которая проводится археологами на основании погребального обряда. В нашем случае ввиду отсуствия археологических раскопок, их конкретная (племенная) идентификация пока нереализуема. Поэтому описание физического облика кипчаков несколько условно и имеет общий характер и этот рисунок ничем не помогает.
В Теленешть / «Семь Мэриоаре» есть своё кладбище отдельное от токсобенской, оно называется с давних времён «(cimitirul ruşilor)кладбище русских?».Учитывая тот факт что в Молдове существуют три формы называния фамилии обозначающая этноним «русский»:Руснак кипчякского происхождения; Руcсу ранее молдавского происхождения и Москалу характерная для начало экспансии Московского государства. Авторы пологают что под «брендом» Токсобици могло быть первые «зародыши» русского казачество или первые русифицированные православные кипчяки,[7, стр.17] только этим они объясняют существование и по ныне фамилии Казаченко в Токсобень(кроме неё, есть ещё Бунчук, Баламатюк, Блидук, Каденюк, Гринюк, Дулап, Сокол и до недавних пор Карагяур!) как и полное отсуствие признаков мусульманских погребений! Есть и вторая форма обозначяющая казаков- Казаку, но она появилась в связи с приключениями Тимоши Хмельницкого в Яссах и об этом в другой рассказ!


На карте мы представили путь Токсобицей, идентифицированные в хронике Ипатьевского монастыря, расположенные между Доном и Донцом в 1152 году. Став союзниками татаро-монгольской орды в их экспедиции от 1232 до 1242 г.г., достигли места которая получило называние Токсоба, а в последствие Токсобень(1598). Этот путь Дон ↔ Донец и до Прута, не претендуем что был по прямой линии, как показанно на карте! [8].
Оказавшись в Токсобень мы, конечно посетили и мемориал, посвященный советским воинам, погибшим во время Второй Мировой Войны, так как в ходе Ясско-Кишинёвской военной операции(24/08/1944) здесь состоялись очень тяжелые бои, где погибло около 1000 советских солдат.


Памятник советским воинам в центре TOQSOBENI
Знание языка и культуры тюркоязычных народов, г-жи Гюнер Акмолла, писательницы татарского и румынского языков, позволило нам определить более легко имена казахов, призванных в Красную Армию и которые остались навсегда в Toqsobeni.


Авторы выделили такие имена как Абдулаев Садулла, Абдулан Садула, Бабаджанов Абдула и десятков других имен, которые если будут затребованы для полной публикации, мы будем это делать, так как племянницы г-же Гюнер Акмолла, Адела и Майя, которые сопровождали нас в путешествии, сфотографировали имена всех 1000 солдат! [9]
Также, авторы предлагают, чтобы в 2018 году к годовщине 420 летия с момента первого документального упоминания деревни, местный совет Примэрии обратиться официально к Правительству Республики Молдова с просьбой, требующее изменения неправильной транскрипции названия села Таксобень, на правильное название TOQSOBENI! Никоим образом, в целях прославления рода ТОКСОБИЦЕЙ, но только для того чтобы подчеркнуть историческую правду и правильность орфографии]]>
-18281-2331306 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2331306 Ответил Илашку Юрийtipograf_iurie@yahoo.com Thu, 29 Jun 2017 14:02:15 +0300 Obrashetsea k Vam Ilasco Yurii, ia jivu v Kisineve, doctor nauc, seiceas ia rabotaiu nad knigoi ob istorii moego rodnogo sela, cotorii nazivaetsea na chirilitse ,, TOKCOБEH.” Ia scitaiu cito eto nazvanie, selo polucilo ot ,,род токсоба” U menea prosiba k Vam esli Vas ne zatrudnit , prisilaite mne snimki s nadgrobnimi nadpiseami, i nescolico foto gde jili Vasi predki, ctobi vcliuciti ih v knigu.
S uvajeniem Yurii, 6/05/17]]>
-18281-2327321 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2327321 Ответил Зайдуллаzvaysupov@mail.ru Wed, 7 Jun 2017 17:22:10 +0300 -18281-2300148 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2300148 Ответил Марсельagk.102@mail.ru Tue, 7 Feb 2017 07:20:15 +0300 -18281-2294475 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2294475 Ответил Басbazil.nurzhan@gmail.com Sun, 15 Jan 2017 19:57:44 +0300 -18281-2289886 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2289886 Ответил Ақтілекtlek87026603439@mail.ru Sun, 25 Dec 2016 10:51:26 +0300 -18281-2229534 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2229534 Ответил Дархан ГатауовGatauovd@mail.ru Sat, 7 May 2016 10:04:51 +0300 -18281-2229532 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2229532 Ответил Дархан ГатауовGatauovd@mail.ru Sat, 7 May 2016 10:00:46 +0300 -18281-2228915 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2228915 Ответил Карлыгаk.sarbapeeva@yandex.ru Wed, 4 May 2016 19:53:58 +0300 -18281-2191573 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2191573 Ответил Амангалиzamukanov.1977@mail.ru Fri, 1 Jan 2016 22:10:54 +0300 -18281-2191572 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2191572 Ответил Амангалиzamukanov.1977@mail.ru Fri, 1 Jan 2016 22:08:29 +0300 -18281-2065472 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2065472 Ответил Данияр Тажиевdaniyar-84@mail.ru Mon, 26 Jan 2015 07:27:07 +0300 Жеті ата: Данияр (Я) - Жанбек - Кабдуш - Испен - Тәжі. Хотелось бы узнать предков Тәжі.]]> -18281-2055284 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#2055284 Ответил дарханgatauovd@mail.ru Mon, 5 Jan 2015 17:13:35 +0300 -18281-1979692 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1979692 Ответил Дуйсегалиев Айдынtoksaba@mail.ru Sat, 19 Jul 2014 13:38:54 +0400 49 06 54 20 С; 49 33 41 41 В.]]> -18281-1979258 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1979258 Ответил Assetassetbmw@mail.ru Fri, 18 Jul 2014 13:30:28 +0400 -18281-1978081 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1978081 Ответил самал Tue, 15 Jul 2014 17:46:52 +0400 -18281-1969006 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1969006 Ответил Кайрат. Mon, 23 Jun 2014 15:34:56 +0400 1) Токсоба, 2) Иета, 3) Бурджоглы, 4) Бурлы, 5) Кангуоглы (или Кангар¬оглы), 6) Анджоглы, 7) Дурут, 8) Карабароглы, 9) Джузнан, 10) Карабиркли, 11) Котян13 .
Этот перечень повторяет арабский автор Ибн Халдун (XIV – начало XV в.), у которого кипчакские племена названы так:
1) Токсоба, 2) Сета, 3) Бурджогла, 4) Эльбули, 5) Канааралы, 6) Оглы, 7) Дурут, 8) Калабаалы, 9) Джерсан, 10) Кадкабиркли, 11) Кунун14 .]]>
-18281-1961461 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1961461 Ответил Ерболатerbolat_shnaliev@mail.ru Wed, 4 Jun 2014 15:22:20 +0400 taumov@yandex.ru Ербулат про твоегоМузафар нагашы я слышал, мои родственники раньше жили в Красновском во №2 отделении. Это Италиевы наверно они твои тоже родственники]]> -18281-1951376 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1951376 Ответил Ерланerlan_95kz@list.ru Sat, 10 May 2014 14:43:17 +0400 Братья, добавляйтесь! Хотелось бы пообщаться с вами!]]> -18281-1950963 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1950963 Ответил Трумов Сабит из Уральскаtrumps@inbox.ru Thu, 8 May 2014 22:32:57 +0400 -18281-1930424 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1930424 Ответил эльмираelmira_dilya_73@mail.ru Sun, 9 Mar 2014 13:33:13 +0400 -18281-1922430 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1922430 Ответил Факты. Sat, 15 Feb 2014 08:25:20 +0400
Относительно написания и произношения этнонима кара-кыпcак существуют два мнения. Большинство исследователей до недавнего времени писали кара-кыпcак (кара — черный). Д.Н. Соколов, опираясь на источники XVIII в., высказал мнение, что правильное название рода карый-кыпсак. Обычно информаторы этноним произносят в утвердившейся форме — кара-кыпcак, но наиболее сведущие старики еще твердо знают, что «древнее» название рода карый, что, по их представлению, означает «исконный, самый старый» Следовательно, кара-кыпcак (карый-кыпcак) мог быть этнонимом «могучих», «многочисленных» или «больших» кипчаков. Карый-кыпсак мог означать, таким образом, «большой род кипсаков», «страну кипсаков» — термин, который персидские писатели передали как Дешт-и-Кипчак.]]>
-18281-1919532 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1919532 Ответил абайabai8888@gmail.com Sat, 8 Feb 2014 00:00:16 +0400 -18281-1912985 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1912985 Ответил харисSagitoff.x@yandex.ru Fri, 24 Jan 2014 11:44:15 +0400 -18281-1907612 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1907612 Ответил nurtoksoba@mail.ru Sat, 11 Jan 2014 19:44:04 +0400 я тоже тособа шалбалык,жети ата Кадырбек-Нурмухан-Туралбек-Мурсалим
Дальше не знаю
Может эти имена что то значят для вас или знакомы
отзовитесь!
Пишите!]]>
-18281-1901031 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1901031 Ответил ГульданаГульдана-Султанова@mail.ru Mon, 23 Dec 2013 01:09:34 +0400 -18281-1901030 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1901030 Ответил ГульданаГульдана-Султанова@mail.ru Mon, 23 Dec 2013 01:04:40 +0400 -18281-1870208 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1870208 Ответил аскарackar.gatauov.57.@mail.ru Thu, 19 Sep 2013 21:44:27 +0400 -18281-1847106 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1847106 Ответил Факты. Tue, 2 Jul 2013 08:00:34 +0400
Венгры называли кипчаков хуннами или команами. (В совр. Венгрии проживает около четверти млн. кипчаков-мадьяр. Сегодня венгерские кипчаки проживают в 2-х зонах: восточные называют себя «великими кипчаками», а западные – «малыми». В состав «великих» кипчаков входят такие роды, как улас, токсоба, жалаир, керей, найман, коныр-улы. «Малые» кипчаки вкл-ют такие роды: шортан, таз, жыланши, гурыш-улы, куыр.)

В 4-3 вв. до н.э. у северных границ Китая в центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну или гунны. Хунны представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на одном из языков алтайской языковой семьи, ветвью которой являются тюркские языки. Это были прототюркские племена. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. В 206 г. до н.э. во главе хуннских племен стал шаньюй Модэ. Он провел реформы по укреплению своего гос-ва. Войско хуннов, по подсчетам китайцев, насчитывало от 300 до 400 тыс. воинов. Организация войска основывалась на десятичной системе. Основой армии хунну были отряды по 10 тыс. конников, которые назывались «тьма». Соответственно во главе отряда был командир – темник. Далее тьмы делились на тысячи, сотни, десятки, к которым приписывалось все мужское население. Дисциплина была строгой: за проступок одного головы рубили многим. Хунны разгромили дунху, часть усуней, саяно-алтайские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ.]]>
-18281-1847105 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=18281#1847105 Ответил Факты. Tue, 2 Jul 2013 07:57:28 +0400
Относительно написания и произношения этнонима кара-кыпcак существуют два мнения. Большинство исследователей до недавнего времени писали кара-кыпcак (кара — черный). Д.Н. Соколов, опираясь на источники XVIII в., высказал мнение, что правильное название рода карый-кыпсак. Обычно информаторы этноним произносят в утвердившейся форме — кара-кыпcак, но наиболее сведущие старики еще твердо знают, что «древнее» название рода карый, что, по их представлению, означает «исконный, самый старый» Следовательно, кара-кыпcак (карый-кыпcак) мог быть этнонимом «могучих», «многочисленных» или «больших» кипчаков. Карый-кыпсак мог означать, таким образом, «большой род кипчаков», «страну кипчаков» — термин, который персидские писатели передали как Дешт-и-Кипчак.

Например, племя токсоба, вероятно, получило название от словосочетания токсан оба — 90 родов (отсюда, возможно, «92 ветви кипчаков», известных в казахском фольклоре); етебичи — йета — жети оба — жети ру — семиродцы; тортобичи — торт оба — четырёхродцы и т.д. Во всех названиях термин «оба» прилагается главным образом к наименованию родового подразделения.Тамга кипчаков токсоба два круга один из кругов с точкой в центре.

http://kazan-tatar.narod.ru/tamga.htm
Токсаба тамга (рис. 26)

http://www.shirokoborodov.ru/prose/skify «Звезда по имени Cолнце»
Круг с точкой в центре означает иероглиф солнца.

http://www.art-kaz.kz/shop/auxpage_tribal_structure_kazakhs/
Поколения жеты ру тамга есть круг у рамадан,табын,кердери.

http://www.bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/aristov_turk/section4.html
большой орды основная тамга (поколения дулат) есть круг. Круг же с одной приставной чертой служит тамгою поколения адбан , и круг с двумя приставными чертами оказывается у поколения суван . Из дулатовских подразделений у рода ботпай тамга состоит из круга с тремя приставками или , а у рода сейкым из круга с четырьмя добавочными чертами . Из имеющихся, весьма еще, к сожалению, не полных, сведений о тамгах у киргиз-казаков можно заключить, что тамгами служат у племени аргын два круга.]]>