Форум Kazakh.ru - Тема «Шеркеш» http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935 ru -9935-2453456 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2453456 Ответил Бауыржан1993_bauka@mail.ru Fri, 17 Apr 2020 11:55:37 +0300 Жауғашты-->Батырқожа-->Құдайназар-->Бекжан-->Орақ-->Құланбай-->Ақыл-->Пұсырман-->Бәйімбет-->(Жұмырқаожа, Жолмағанбет, Оңдыбай, Ығылман, Қалипан, Қондыбай, Тайбағар, Тойбағар) ұрпақтары https://tumalas.kz/ сайтында жазылған. Егер сіздерде шежіре болса толтыруларыңыз сұралады.]]> -9935-2408923 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2408923 Ответил Турсынtursyn93@bk.ru Thu, 7 Feb 2019 10:17:03 +0300 -9935-2392347 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2392347 Ответил Жаннаzhku2007@mail.ru Sun, 9 Sep 2018 19:48:50 +0300 -9935-2392035 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2392035 Ответил Рашидsunchaliev64@mail.ru Thu, 6 Sep 2018 17:20:53 +0300 -9935-2379695 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2379695 Ответил НурланIskaliev.87@inbox.ru Mon, 14 May 2018 22:04:43 +0300 -9935-2373673 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2373673 Ответил Айгульajgul.utegalieva@mail.ru Sun, 25 Mar 2018 20:55:23 +0300 -9935-2369465 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2369465 Ответил Ганиganiaman@mail.ru Fri, 23 Feb 2018 05:50:01 +0300 Мен қаракемпыр "Дербес" Шеркешпын.
Барыне денсаулык ұзақ өмыр тілеймын.]]>
-9935-2364855 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2364855 Ответил Санияmst7171@mail.ru Sun, 21 Jan 2018 08:53:21 +0300 -9935-2322738 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2322738 Ответил Черкес Жаугаштыbagitinter@mail.ru Tue, 16 May 2017 07:30:37 +0300 что черкесы жившие среди адыгов были тюрко-татары
"

Совершенно неправильно, когда народы Кавказа, абазы, так же, как и дагестанские племена, обозначаются именем черкесов. ..Черкесами называется племя в средней орде киргизов"
(Абазами Т.Лапинский называет адыгов и абазин, а киргизами называет казахов. В младшем казахском жузе на северном Прикаспии сохранилось племя шеркесов. Прим.от А.С.)

Теофил Лапинский (Teofil Łapiński) участник польского национально-освободительного движения, участник Крымской войны 1856г на стороне европейцев в звании полковника, считал борьбу кавказцев за независимость в 19 в. справедливой. Он во главе польского отряда из 600 чел приехал на Кавказ и в 1857-1859гг. воевал на стороне кавказских народов, на стороне адыгов, против царских войск. Среди горцев был известен как Теффик-бей. За три года он общался с сотнями представителей разных народов Закубанья. Он не переразказчик услышанного - он очевидец и свидетель. Через несколько лет он пишет и издает двухтомную книгу "Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских" на немецком языке.

Т.Лапинский в третьей главе своего сочинения ясно показывает, что 1. Черкесы и адыги Кубани являются двумя различными народами. Черкесов Днепра он называет народом в котором "господствовал турецко-татарский элемент". А черкесов Дона называет татарским народом.2. Адыгов Лапинский считает происходящими от абазов и часто их называет абазами. Область населения адыгов Т.Лапинский называет не Черкесией, а Абазией. 3. Черкесы жили на Днепре и основали город Черкасы, переселились на Дон где основали Новочекарсск 4. Черкесы-татары под давлением русских ушли из Днепра на Дон а оттуда на Кубань и Терек, часть ушла на восток5. Настоящие черкесы сохранились среди киргизов. (Это субэтнос шеркес-шеркеш среди казахов. В 19 веке русские современных казахов называли киргизами, а современных киргизов каракиргизами)6. Черкесы и адыги (абазы) различны не только по языку, но а также по расовым признакам. Черкесы принадлежат к туранской расе, адыги-абазы к индо-европейской расе. 7. Первоначально черкесы и адыги жестоко враждовали между собой. 8. Не более 50 семей черкесов смешалось с абазами и адыгами, став среди них дворянским сословием "Эзден-Тлако". Тюркское черкесское дворянское сословие среди адыгов и абазин дало основание называть последних черкесами в 19 веке.9. В число племен управляемых черкесскими князьями Лапинский относит и Карачай. В другом месте пишет о черкесах живущих под Эльбрусом, подразумевая карачаевцев.https://a-salpagarov.blogspot.ru/2016/01/blog-post_19.html
---------------------------------------------
Об этнониме «касоги»[править | править вики-текст]1822 год — Первая опубликованная научная работа по идентификации этнонима «касоги» и понятия «Касахия» принадлежит немецкому ученому [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%83%D1%81]Ю. Клапроту[/url], в которой он сделал следующие выводы[7]: — Папагия — это страна черкесов, которые жили на южном склоне Кавказа и в средневековых грузинских хрониках именуются Папагами, а их страна — Папагией. Ещё и сейчас у кабардинцев есть дворянский род, носящий имя Бабаги. — Затем следует Казахия или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины ещё и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками (kasak). Это кассоги (kassoghi) русских летописей. — После Казахии идет Кавказская гора, которая здесь означает снежную вершину Эльбруса, из северного склона которого вытекает Кубань. За Кавказской горой находится страна аланов. Таким образом, этот народ (аланы) занимал современную территорию осетин, жилища которых ещё и сегодня начинаются в нескольких лье от подошвы горы Эльбрус. https://ru.wikipedia.org/wiki/Касоги]]>
-9935-2322228 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2322228 Ответил Черкес Жаугаштыbagitinter@mail.ru Sun, 14 May 2017 17:45:25 +0300 Да мы на самом деле черкесы!
Азамат (Шугушев) Shugushev@inbox.ru Вы совершенно правы адыги - это зихи и вы действительно древний народ, но вы жили южнее касогов на ваших форумах есть карты древности - источник adygaunion.com
А касоги это и есть черкесы.
Прочтите кабардинского историка "Западные тюрки в странах Востока" Будаев Н. где он прямо говорит о роде шеркеш в Младшем жузе казахов.
Мой пост можно было бы озаглавить. Шеркеши и Адыги братья по духу и не только!
С одной стороны Адыги (зихи) и Шеркеши (касоги) это разные народы . а с другой не все так просто, потому что есть очень тесная связь между кабардинцами (в общей массе адыгами) и касогами (шеркешами - черкесами).
Особое племя правителей кабардинцев Эзден Тлако как раз и было черкесами (шеркешами) многочисленным тюркским племенем.
Через это племя, которое в наши дни полностью растворилось в среде кабардинцев и есть братская связь кабардинцев и шеркешев(казахов)
Кстати если есть кто из племени Эзден Тлако среди кабардинцев прошу откликнуться.
Много времени я исследую происхождение своего рода и считаю наиболее исторически аргументированной статью
Кто такие черкесы http://adyghe.ru/menu/2013-09-16-10-20-45/istoriya-cherkesov/529-kto-takie-cherkesy
Почитайте братья и сестры и найдете много очень интересного материала о Черкесах - о происхождении их, о мамлюках и султанах Египта, о древних Касогах предках наших. Тогда станет ясно почему первый и последний самый отважный из всех ханов - хан Младшего жуза Абулхаир в письме о российском подданстве в 1735 году просил поселиться своей орде на землях Кубани.
Исторически адыги до 1930 не называли себя черкесами ( по материалам истории СССР). Но для меня приятно, что они взяли такое название для своего народа, похоже очень неплохими были наши предки.
Действительно любовь к свободе и сильный дух объединяет адыгов с нами. У нас только однажды был настоящий хан, а в остальное время еами правили собственные наши мурзы. Кстати почти все племена Младшего жуза имеют историю похожую на шеркеш. Это неплохо объясняет в своей книге Аланы и казахи: Тайна происхождения Младшего жуза
автор: Нурумбаев А.А. можно скачать в Интернете.
Да будет мир и счастье всем!
Ваш Шеркеш Жаугашты.

В дополнение к моему посту. предлагаю всем младшежузовцам посмотреть на действительно реальный портрет Абулхаира хана

Портрет Абулхаир хана 1693 – 1748 г.г., написанный с натуры английским художником Джоном Каслом, когда он две недели был гостем у хана в Младшей Орде в 1736 году.
В цветном изображении можно посмотреть по ссылке
https://365info.kz/2015/06/istorik-nashla-podlinnyj-portret-abulxaira/]]>
-9935-2277552 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2277552 Ответил Мукатxamza60@rambler.ru Sun, 6 Nov 2016 17:50:36 +0300 Пернебай Дуйсенбиннің ШЕРКЕШНАМА кітабын оқыңыздар!]]> -9935-2270444 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2270444 Ответил Галиip_muldagaliev@mail.ru Tue, 11 Oct 2016 06:08:47 +0300 -9935-2255076 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2255076 Ответил Саламатsalamat1974@inbox.ru Thu, 11 Aug 2016 08:48:47 +0300 -9935-2253097 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2253097 Ответил Нурлыбекnbrmanov@mail.ru Wed, 3 Aug 2016 15:00:42 +0300 языке?
Это слово тюрко-арабского происхождения и есть конкретный смысл слов. Во-вторых имена шеркесских султанов правивших Египтом с 1382 по 1517 г.г. Кайтбай, Жанболат, Белбай, Темирбуга, Барысбай, Баркок, Туманбай и другие имена в тюркском языке на котором разговаривают казахи рода Шеркес имеют конкретный смысл - что это означает.
Есть ли на вашем адыго-черкесском языке конкретное смысловое выражение
этих имен?
Вообще есть ли у вас такие имена? Я думаю нет.
Почему адыгов начали называть черкесами об это В свое время написали многие европейские и российские историки в том числе Т.Лапинский.
Они пишут «Суммируя эти факты, совершенно очевидно, что в этногенезе кабардинцев приняло участие тюркское племя черкесов (западные казахи) которые впоследствии и стали феодалами кабардинцев».
Ещё прочитайте труд Будаева Н.М. «Очерки политической истории народов Северного Кавказа» в XVI - XX в.в., главу VIII «Происхождение этнонимы черкес».
Об этом написано и в книге Большая Энциклопедия народов вышедший в 2007 году в издательстве «ОЛМА медиа групп» стр. 24-25 где четко написано .... В 19 веке в бассейне рр. Большой и Малый Зеленчуки начала формироваться третья территориальная группа адыгов; её этническую основу составили мигрировавшие сюда кабардинцы и выходцы из западно-адыгской (адыгейской) группы бесленей. В советский период эта часть адыгов получили официальное наименование «черкесы».
Я думаю, если у Вас есть голова, этого достаточно.]]>
-9935-2252926 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2252926 Ответил АзаматShugushev@inbox.ru Tue, 2 Aug 2016 21:55:38 +0300 http://intercircass.org/?p=237

Почитать тем кто заблуждается в происхождении своего рода]]>
-9935-2250925 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2250925 Ответил Альтаирaltair_abulkairov@mail.ru Tue, 26 Jul 2016 12:47:54 +0300 -9935-2249233 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2249233 Ответил naiman warriorfreedomstormer@gmail.com Tue, 19 Jul 2016 22:45:06 +0300 -9935-2247163 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2247163 Ответил Кенесbainiyazov80 @mail.ru Mon, 11 Jul 2016 19:33:04 +0300 -9935-2244519 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2244519 Ответил Нурлыбекnbrmanov@mail.ru Fri, 1 Jul 2016 07:57:15 +0300 -9935-2217450 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2217450 Ответил Муратmurat.karabaliev@mail.ru Mon, 28 Mar 2016 09:52:39 +0300 -9935-2217341 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2217341 Ответил Муратmurat.karabaliev@mail.ru Mon, 28 Mar 2016 06:21:48 +0300 -9935-2212137 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2212137 Ответил Саламатmr.salamat77@mail.ru Thu, 10 Mar 2016 13:07:42 +0300 -9935-2197705 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2197705 Ответил BerikESS_AmangeldyB@mail.ru Wed, 20 Jan 2016 23:35:53 +0300 -9935-2196312 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2196312 Ответил Анесanes_007@mail.ru Sat, 16 Jan 2016 18:22:15 +0300 -9935-2191450 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2191450 Ответил НуржанШумақ Шеркеш Fri, 1 Jan 2016 08:37:48 +0300 -9935-2179176 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2179176 Ответил Азаматabidinn@mail.ru Sun, 22 Nov 2015 08:24:19 +0300 -9935-2170384 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2170384 Ответил Косым ШеркешKazah_sherkesh@mail.ru Wed, 28 Oct 2015 06:10:44 +0300 -9935-2153677 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2153677 Ответил алияimasheva-78mail.ru Fri, 4 Sep 2015 19:12:56 +0300 -9935-2133278 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2133278 Ответил ЕрболUenwen7 Fri, 26 Jun 2015 12:12:19 +0300 -9935-2133274 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2133274 Ответил ЕрболUenwen7 Fri, 26 Jun 2015 12:07:05 +0300 -9935-2132760 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2132760 Ответил черкеш Wed, 24 Jun 2015 19:47:59 +0300 -9935-2128743 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2128743 Ответил нуржанsarsengaliev_72 Sat, 13 Jun 2015 10:52:32 +0300 -9935-2126025 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2126025 Ответил Сакенsaken-89@mail.ru Fri, 5 Jun 2015 10:08:46 +0300 -9935-2122793 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2122793 Ответил Азизaziz_dzhuasov@mail.ru Wed, 27 May 2015 09:27:28 +0300 -9935-2121818 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2121818 Ответил Елтайcherkes-112@mail.ru Sun, 24 May 2015 17:53:46 +0300 -9935-2121805 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2121805 Ответил Елтайcherkes-112@mail.ru Sun, 24 May 2015 17:23:52 +0300 МЛАДШАЯ ОРДА
10. Алчыны
Сведения об отдельных родах Старшей и Средней Орды мы находили у историков китайских, арабских, персидских, византийских, русских и местных. 06 ал-чынах в истории не говорится. Отдельные подроды ал-чынов встречаются в Крыму, у казанских татар, башкир, ногаев и на Кавказе. Так как передвижения больших групп племен почти прекратились с завоеванием рус-скими Казани (1552 г.) и Астрахани (1554 г.), то пока мо-жем сказать, что разделение алчынов между отдельными тюркскими народностями произошло не позднее сере-дины 16 века; стало быть алчыны в 16 веке были.
Младшая Орда, составляющая в настоящее вре-мя 2/5 всего киргизского населения, состоит из одних только алчынов. Истории некоторых даже малочислен-ных киргизских родов начинаются даже до Р. X. Надо полагать, что этот самый многочисленный киргизский род — алчын, также восходит в глубь веков. Попробуем поискать следы его в географических названиях и исто-рических данных.
а) Северный Алтай31
Кузнецкий Алтай является водоразделом двух при-токов р. Оби: восточного - Чулыма и западного — Томи. Один из левых притоков Чулыма называется Берш, от которого на запад в 40 верстах расположено оз. Берчи— куль; в 70-80 верстах от них на р. Томи расположены подводные скалы Буриш опасные для судов и плотов в половодье. В 50 верстах западнее Берчи—куля начина-
31Россия (подредак. Семенова-Тяныпанского. т. 16. Западная Сибирь).
117

ется р. Алчедат. Один из правых притоков р. Катуни, впадающий в Обь, называется Черкиш. В 100 верстах к северу от Ачинска начинаются реки Большая и Малая Кеть (по которым в 17 веке жили Кетские остяки).
По реке Чулым и западнее до р. Томи, в районах, включающих в себя вышеуказанные р. Берш, оз. Берчи— куль, Буришские скалы, р. Алчедат — проживает тюрк-ское племя кызыл, в составе которого имеются роды большой ачин и малый ачин; отсюда получил название и город Ачинск. Наименования Берш, Берчикуль, Бу-риш напоминает название многочисленного рода берш в составе нашего алчын; роды болыдой и малой ачин тоже напоминают наш алчын с пропуском букв «л». Та-кие пропуски замечаются и в киргизском языке; напри-мер, говорят «ачы» вместо «алчын» (возьми), «ак—кель» вместо «альт кель» (принеси) и т. д. Если в слове «Ал-чедат» выбросить окончание множественного числа «т» получится «Алчед», что также близко к нашему «алчын». Черкиш напоминаетрод черкеш в составе нашего алчы-на. Кеть напоминает род кете — тоже в составе алчын. В указанных районах несколько раз встречается слово ал-тын, которое можно переводить как «золото»; но так как несколько географических названий напоминают наши роды, то и тут можно бы отождествить с алчынским ро-дом алтын. Замечательно еще то, что в этих местах на-званий, напоминающих роды Большой или Средней Орды (кроме одного аргына), совсем нет, тогда как все перечисленные названия сходны с родами одной только Малой Орды.
б) Южная и юго-восточная Россия32
в 60 верстах от Киева по жел. дор. Киев — Полта-ва находится станция Барышевка и вблизи село того же
"Россия (том. 2. 6, 7 и 11).
118
названия. В 210 верстах по той же дороге расположен г. Ромодан. В 200 верстах от Киева вниз по Днепру на пра-вом берегу находится г. Черкасы. В 230 верстах от Киева по жел. дор. Киев — Москва находится станция Алтын и вблизи ее село Алтын. На жел. дор. Киев — Полтава есть р. Сула, имеющая приток Удай. Карамзин (при-мечания к IV тому) пишет, что жители села Ахматовки Курской губернии (Рыльского уезда) в 13 веке состоя-ли из черкес, которые назвались казаками. В 70 верстах на юг от Тулы есть уездный город Одоев. В 240 верстах от Харькова по жел. дор. Харьков — Пенза находится уездный город Бирюч. Известно, что р. Дон, до 14 века называлась Танаис, в котором «ис» есть чисто гречес-кое окончание; Азовское море и гор. Азов носили оди-наковое название Тана. По упомянутой реке располо-жены города Старый Черкасс и Новочеркасск. Против Перекоповского перешейка с восточной стороны лежит остров Бирючий. Место впадения р. Кубани в море об-разует Таманский полуостров. В Пензенской губернии (вблизи границ Симбирской и Нижегородской) нахо-дится город Рамадан. В Симбирской губернии есть р. Сура, в которую справа впадает приток Барыш; по реке, на месте пересечения с жел. дор., есть ст. Барыш; у ус-тья р. Барыш расположена слобода Барышовка; отсюда на восток в 30 верстах начинаются 2 речки — Бирюч и Сухой Бирюч; на последней расположена деревня Би-рючевка. На юго—запад от г. Саратова расположена гора Алтын; в 30-40 верстах ниже города Енотаевска по р. Волге находится «Золотой бугор», а это в переводе - Ал-тын—тобе. Против Астрахани на правом берегу Волги есть урочище Тор—Алтын и недалеко отсюда находится Бирючая коса. Проф. Хвольсон33 говорит, что в древней Хозарии был город Бараиш. Голубовский34 говорит, что
33Иби—Даста. Известия о хазарах, буртасах, болгарах и т. д. (подредакцией и с прим. проф. Хвольсона - 1869 г. стр. 58). 34Голубовский. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар.
119

в 1055 году «приходи Болуш с Половцы и сотвори Все-волод с ними мир».
В 1095 году Владимир Мономах убил пленных Иглара, Китана и Аклана Бурчевича, т. е. сына Бурча. Смирнов35 приводит из летописи под 1232 годом (за 5 лет до нашествия Батыя), что «Пурышев сын с Половцы избил Мордву всю и Русь Пургасскую, а Пургас едва в мале утече». В 1126 и 1174 годах половцы нападали на г. Баруч. Карамзин36 пишет, что «торки и берендеи назы-вались черкасами и казаки — тоже»; в другом месте пов-торяет, что косоги тоже черкесы, страна которых в 10 веке назывались Касахией они обитали между Черным и Каспийскими морями. Карамзин утверждает, что в его время осетины черкес называли казаками; совершенно то же говорит и Семенов—Тяныпанский37, который пе-речисляя роды черкес, приводит подрод клыч; у наших черкешов то же есть подрод клыш. Вышеперечисленные географические и исторические наименования Бараш— Бараиш, Барышовка, Баруч, Бирюч, Бирючевка, Бирю-чий, Бурч, Пурыш, Болуш напоминают алчыновский подрод берш; Удай и Одоев — адай; Черкас и Черкасск — черкеш. Г. Эверс38 утверждает, что Черкасы основаны черкесами, (а черкесы кавказские и наши имеют подрод клыш; и оба называются «казак»). Ромодан и Рамадан напоминают наш рамадан; Тана — тана; Алтын — алтын; Таман — тама. Замечательно, что в тех же районах ни географических названий и ни исторических имен, на-поминающих роды Старшей и Средней Орд в периоды, по крайней мере до нашесгвия (даже до 14 века), кро-ме разве только кыпчаков - совершенно не встречает-ся. Если есть некоторая разница в произношении имен наших подродов и перечисленных наименований то
35Смирнов. Мордва (Известия об арх., ист. и эти. при Каз. Унив. стр. 212).
36Карамзин. История Госуд. Росс. (т. 5, стр. 391).
"Семенов-Тяныпанский Живописная Россия. 1883.
38Густав Эверс. Критические исследов. 1825 г. (стр. 282-283).
120
известно, что тюркские слова точно передавать невоз-можно и особенно в летописях: так, например, пишется бусурман или даже бесермян вместо мусульман. Авзяк или Изябяк - Узбек; Джелебек, Зенебек - Джаныбек; Зеледин - Джалалэддин; Ючи - Джочы, Бахмет - Мах-муд; Бузулук — Бузаулык, Саратов — Сарытау, Еруслан — Янарслан и т. д.
В летописях упоминаются: приезжавший к Всево-лоду с половцами Болуш (1055), нападавший с ними же сын Пурыша (1235 г.), убитый Владимиром Аклан, тоже сын Бурча (1095). Допускать, чтобы в 1055 г. при-езжал сам Болуш или Бурч, сын которого убит через 40 лет, а второй сын нападал через 140 лет по смерти брата, конечно, нельзя.
Выражение - сын у тюркских народов понимается часто не буквально, а в смысле потомка или лица, про-исходящего из племени с таким именем; так, например, в песнях Кенесары часто называется сыном Аблайхана, тогда как всем известно, что он только внук его. Поэто-му я понимаю, что приезжал с половцами (кыпчаками) бершы, убитый Аклан из рода берш, нападал в 1225 г. с половцами — род берш.
Далее — арабский писатель Аль—Айни39 говорит, что египетские султаны (мамелюкские) Бейбарс (1260— 1279) и Калаун (1279-1290) «были кыпчаки из рода Брж—оглы», причем показание одного из них записано так:
Леп—Пуль—Стенли40 приводит две династии египет-ских мамелюков — «бахри» (династия «река»— 1250—1390 г.), «бурджи» (династия «крепости»— 1390—1517 г.).
^Тизенгаузен. Материалы, относ. к ист. Зол. Орд. (стр. 503). ""Шен-Пуль-Стенли (пер. ак. Бартольда). Мусульман, династии, 1899 (стр. 62).
121

По словарю Л. Будагова «берж» на языке тобольских татар обозначает — крепкий, неломкий, а «бурдж»— баш-ня, вал крепости.
По киргизски «берш»— затвердение в теле.
Выше мы видели, что подводная скала на р. Томи названа «буриш». Кстати заметим, буква «ш» в словах восточных тюрок обычно переходит в «дж» у западных тюрок (например, у османлисов).
Из сопоставления указанных слов надо думать, что наименование династии «бурджи» произошло не от слов «башня», а отрода «бердж» или «берш». Это вполне под-тверждается вышеуказанным показанием султана, что он «происходит от «брж» или «берш», тюркского наро-да.
Наконец, из энциклопедического словаря (т. 36) читаем, что в Египте после династии «брж—оглы» были мамелюки из родственного рода «черкес».
Геродот41 (в 5 веке до Р. X.) упоминает об одном на-роде под именем Алазон, жившем к западу от Днепра, т. е. приблизительно в техже местах; об Алазонах говорит и Страбон (I в. Р. X.). Наименования берш, черкеш, алтын встречаются одновременно на Алтае и в южно—русских степях. Алтайские ачын, алчид несколько приближают-ся к алазонам и все они напоминают наш алчын. Нужно еще принять во внимание то, что как в греческом, так и в других древних языках нет буквы «ч», которая мог-ла или выпасть (тогда будет алын42, или должна перейти в «с», которая между двумя гласными читается, как «з». Так как названия берш и черкеш одинаково встречают-ся на Алтае и в южно—русских степях, надо думать, что — это родственные племена; и у киргиз они состоят в од-ной подгруппе — байулы.
Антропологические исследования показали, что ал-
41 Кеппен. Древности Северного Понта - 1828 г. (стр. 28,92).
42 У Карамзина (Примечания т. IV. пункт 163) около 1263 года упоминается племя «Темір алтын».
122
чыны смешались с народом арийского происождения.
Аристов и другие полагали, что алчыны смешались с динлинами, и что самое смешание произошло где-то около Алтайских гор. Выше мы видели, что подроды алчына целыми веками жили бок-о-бок с русскими и имели города, жили оседло. Полагаем, что смешение алчынов было не с динлинами, а с русскими и в южно-русских степях.]]>
-9935-2120300 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2120300 Ответил Черкес(Адыгей)kevin.107@mail.ru Wed, 20 May 2015 11:26:46 +0300 -9935-2097808 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2097808 Ответил азимazim_bisengaliyev@mail.ru Sat, 28 Mar 2015 10:56:26 +0300 -9935-2078059 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2078059 Ответил Нуржанnurik8319@mail.ru Wed, 18 Feb 2015 20:53:18 +0300 -9935-2066916 http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=9935#2066916 Ответил Александр АДА Wed, 28 Jan 2015 14:44:23 +0300